97245/

65-летие памятника морякам Волжской военной флотилии прошло в Волгограде незамеченным

#Геометка 29 ноября 2018, 09:23 Татьяна Колупаева / Геометка
Фото: Александр Куликов
Если есть на свете что-либо надежное, так это свет маяка.

Туве Янссон

Первые маяки появились с началом освоения человеком морских пространств и новых территорий. Изначально они представляли собой обыкновенные костры, которые разводили на пляжах, холмах и прибрежных скалах. Именно о них упоминается в «Одиссее», «Илиаде» Гомера, жившего в 8 веке до нашей эры.

Позже маяки стали приобретать более сложную конструкцию. Большого мастерства в этом направлении достигли древние греки. Чего стоил Александрийский Маяк - одно из Чудес Света. Он был построен в 283 году до нашей эры греческим архитектором Состратом по приказу египетского царя. Маяк представлял собой огромную конусообразную башню из белого мрамора высотой около 200 метров, опоясанную многоярусными галереями. По свидетельству современников, костер, разжигавшийся на вершине башни, был виден с расстояния до 30 миль. В 1182 году Александрийский маяк сильно пострадал от землетрясения, а в 1317 году вторгшиеся в Египет турки полностью его разрушили.
В России возникновение маяков связано с зарождением Российского флота и, конечно, с именем Петра I. По указу государя в 1705 году вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» - сооружения на берегу с установленными на них емкостями для горючих материалов, зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

Официальной датой создания маячной службы России специалисты считают 8 июня (27 мая) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». 
 
Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн российские маяки сильно пострадали – именно они первыми подвергались вражеской атаке. 
 
Маячное дело в России стало успешно развиваться в послевоенные годы – с 1950 по 1985 года количество маяков с постоянным персоналом возросло с 211 до 340, число навигационных знаков увеличилось с 2381 до 3423.

В наше время в России их насчитывается порядка 250. Они расположены на берегах и островах по всем морям, омывающим нашу территорию, а также на внутренних водоемах.

Но есть на карте путешественников особые точки. Одна из таких – маяк, установленный в память о моряках-защитниках города 65 лет назад, в 1953 году, на Capпинском полуострове в Красноармейском районе Волгограда после открытия Волго-Донского судоходного канала. Памятник возведен по проекту архитектора Р.А. Якубова. Стены маяка украшены чугунными рострами – носовыми частями старинных судов. Не стене, которая обращенная к Волге, есть надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинград – в 1942–1943гг.».

Высота памятника – 26 метров. Это уникальная, красивая архитектурная композиция, которую хорошо видно с Севастопольской набережной и моста через Волгу. И появилась она здесь не случайно.

Любопытно, что речная военная флотилия на Волге начала создаваться лишь во время Великой Отечественной войны, когда возникла реальная угроза прорыва агрессора в восточные районы страны. До этого её не было. Начало формированию флотилии было положено решением Государственного Комитета Обороны от 16 июля 1941 г. о сформировании на Волге учебного отряда кораблей для подготовки кадров для ВМФ. В тот же день приказом народного комиссара Военно-морского флота были определены состав, сроки формирования и дислокация кораблей этого отряда. Главной базой стал Сталинград.

Как пишет в своей книге «Сталинградская битва. От обороны к наступлению» Анатолий Иванович Миренков, Волжская военная флотилия сыграла колоссальную роль во время Сталинградской битвы – она оказывала артиллерийскую поддержку сухопутным войскам, обеспечивала переправы войск через Волгу в черте города и полосе обороны 64-й и 57-й армий, осуществляла противоминную и противовоздушную оборону перевозок по Нижней Волге.

За время оборонительного сражения на Волге корабли Волжской военной флотилии переправили в осажденный Сталинград 62 225 бойцов и командиров, более 15 тысяч тонн боеприпасов, продовольствия и других воинских грузов, около 500 автомашин, а из города было вывезено на левый берег Волги 44 720 раненых бойцов и эвакуированных граждан Сталинграда.

Важное значение имели бесперебойные перевозки по Волге нефти и нефтепродуктов. Только за июль — август 1942 года через районы боевых действий волжский транспортный флот под охраной кораблей флотилии перевез 1 575 000 тонн жидкого топлива, а в сентябре — ноябре войскам Сталинградского и Донского фронтов доставил еще 561 400 тонн горючего.

«В условиях массовых минных постановок на Волге и интенсивных бомбардировок вражеской авиацией караванов транспортных судов и речных портов моряки флотилии, постоянно испытывая недостаток в тральщиках и тральном оружии, а также средствах противовоздушной обороны, все же смогли обеспечить бесперебойное движение транспортного флота по Волге даже в период самых напряженных боев в Сталинграде, притом с минимальными потерями в судах и кораблях», – пишет Миренков.

Уже после Сталинградской битвы корабли Волжской флотилии продолжали ликвидацию минной опасности в волжских фарватерах. 
 
Сегодня, чтобы рассмотреть маяк в деталях, нужно приложить немало усилий: поскольку он находится на полуострове, добраться до него можно только летом на лодочном такси или через переправу. На месте взору откроется печальная картина: разбитые стекла, трещины на стенах – словом, полное запустение. А между тем маяк является памятником федерального значения и охраняется государством. Но соответствующий таблички вы там тоже не увидите. Памятник стремительно разрушается и требует немедленной реставрации, однако пока ничего для этого не сделано. А ведь до середины 80-ых годов это был не просто памятник морякам Волжской флотилии, это был действующий маяк, встречающий суда своими огнями. Загорятся ли снова эти сигнальные огни – большой вопрос.

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Лутки, неясыти и ушастые совы: на острове Сарпинский появились редкие птицы
Лутки, неясыти и ушастые совы: на острове Сарпинский появились редкие птицы
На Сарпинском, в самом разгаре осенняя миграция птиц. Куда они летят и откуда, какие виды пернатых являются лишь временными гостями, а какие обитают на самом большом речном острове в европейской части планеты постоянно?
#Геометка 23.10.2023
В Волгоградской области батюшка спасает древнюю Знаменскую церковь в умирающей станице
В Волгоградской области батюшка спасает древнюю Знаменскую церковь в умирающей станице
Храм хотели столкнуть бульдозером в Хопер, но люди спасли его. Сначала от уничтожения, а потом от забвения.
#Геометка 28.07.2023
Как гиблое место стало самым уютным уголком станицы Алексеевской
Как гиблое место стало самым уютным уголком станицы Алексеевской
У алексеевцев получилось не только сделать центр своей станицы уютным, но и наполнить его смыслом.
#Геометка 07.07.2023
«Цимлянские пески»: где в Волгоградской области найти море, мустангов и орхидеи
«Цимлянские пески»: где в Волгоградской области найти море, мустангов и орхидеи
Природный парк «Цимлянские пески» отмечает свое 20-летие со дня основания
#Геометка 30.06.2023
Под Волгоградом найдена могильная плита отца бессменного предводителя Царицынского дворянства
Под Волгоградом найдена могильная плита отца бессменного предводителя Царицынского дворянства
В селе Солодча Ольховского района обнаружен удивительный артефакт - расколотый пополам мраморный памятник.
#Геометка 31.05.2023
Топ новостей
Опрос