94447/

Дворец графа Олсуфьева, навсегда изменивший судьбу провинциального города

#Геометка 3 сентября 2018, 08:03 Зубарев Вячеслав / Геометка
Фото: РИАЦ
Сложно переоценить роль и значение личности в мировой и российской истории. Именно благодаря стратегическому мышлению, характеру, участию и безмерной любви к отчизне конкретных людей наша страна в конце XIX века получила Донецкую железную дорогу, которая соединила угледобывающие предприятия Новороссии с крупными городами на юге Российской империи, подстегнув активное развитие их промышленного потенциала, обрела развитую сеть образовательных и различного рода социальных учреждений доступных для обычных граждан, а также уберегла от вывоза за рубеж и растворения в частных коллекциях, тысячи образцов русского искусства, благодаря основанию одного из крупнейших художественных музеев в мире.

Именно к такому ряду выдающихся исторических деятелей, внесших особый вклад в развитие как всей России, так и отдельных её городов, и регионов, можно отнести землевладельца Дмитрия Олсуфьева, который посвятил значительную часть своей жизни служению во благо жителей Камышина.

Молодой, 32-летний граф, после службы в армии, а также непродолжительной работы в Геологическом комитете Министерства государственных имуществ, решил воспользоваться полученным весной 1893 года предложением и уехал подальше от московской суеты в провинциальный Камышин, где ему уже прочили должность уездного предводителя дворянства.

Город оставил у Олсуфьева самые что ни есть неизгладимые впечатления. Как позже сам он вспоминал в мемуарах, сразу после прибытия ему бросились в глаза, пустеющие из-за орудующих вечерами злодеев, улицы, а также постоялые дворы, заполненные до отказа сомнительными людьми и откровенными мошенниками.

Но Дмитрий Адамович был не из тех людей, которых так просто могут испугать трудности. Вступив в должность главы дворянства, он постепенно начал изменять ситуацию.

- Боже, чем только не приходилось заниматься. Выматывало строительство, земская больница, недавно пущенная железная дорога, речной порт, дававший кусок хлеба грузчикам и извозчикам. Но было интересно и весело. Я не жалею, что избрал для жития этот провинциальный город, - делился граф в переписке с друзьями.

Чин уездного предводителя дворянства был выборной должностью, срок службы которой истекал через три года после назначения. Олсуфьев избирался на эту должность трижды, в общей сложности руководя камышинским дворянством в течение девяти лет. За это время, помимо упомянутого, ему удалось построить 10 земских школ, 40 школ грамоты, учредить 22 народные библиотеки, а также улучшить доступность медицинского обеспечения горожан утроив количество работающих в Камышине больниц.

Однако самым знаменитым строением, которое было возведено в городе на берегу Волги по инициативе и непосредственной финансовой поддержке графа, стало грандиозное здание Земской управы. О нём мы и хотели бы рассказать сегодня вам.

С самого начала Дмитрий Адамович преследовал несколько целей, с одной стороны, ему хотелось построить практичное, вместительное здание, способное удовлетворить все потребности местного Земского собрания (аналога нашей городской думы), которое на протяжении многих лет было вынуждено ютиться в доме местного купца Шемякина, а с другой стороны, амбициозный предводитель дворянства, мечтал придать Камышину импульс для развития и, поэтому, административное строение должно было стать настоящей жемчужиной города, появление которой привлечёт внимание как губернских, так и столичных властей.

Осуществлять грандиозный плана граф начал с поиска подходящего места. Хорошо изучив за много лет службы местный ландшафт, выбор Олсуфьева практически сразу пал на участок набережной возвышающийся над берегом Волги и хорошо просматривающийся с проходящих в низовья реки торговых судов.

Но тут предводителю местного дворянства пришлось столкнуться с первой сложностью. Земля, на которую пал выбор, уже принадлежала крестьянской семье Парамоновых, из-за чего Дмитрию Адамовичу пришлось за свой счёт выкупить у них участок.

Проект монументального сооружения был подготовлен неизвестным автором, по данным некоторых исследователей, коим мог быть некий архитектор А. Т. Тимофеев. К сожалению, более подробной информации, о нём до наших дней не сохранилось.

Отбор претендентов происходил в ходе открытого конкурса, в котором, помимо упомянутого мастера принимал участие и некий архитектор Владыкин.

Выбранный Олсуфьевым проект должен был обойтись в немыслимую по тем временам для Камышина сумму, порядка 48 тыс. рублей. Конечно же, у Земского собрания не было таких колоссальных средств и граф выдал местным гласным (депутатам) заём на 15 лет, размером в 40 тысяч рублей.

Согласно историческим документам, стройка началась весной 1900 года. Тогда, городским чиновникам было выдано первое поручение – заготовить не менее 300 тонн кирпича и камня. Уже в июне прошло освящение места и началось строительство, которое было окончено уже через четырнадцать месяцев, 23 сентября 1901 года.

Примечательно, что двухэтажное сооружение было изначально спроектировано с расчётом на то, чтобы оно не только позволяло проводить собрания Земства, но и окупало своё содержание. На втором этаже располагались квартиры, которые предполагалось сдавать камышинским купцам и чиновникам, за счёт чего был со временем полностью выплачен полученный у графа кредит.

Возведённое в кратчайшие сроки здание, потрясло всю Саратовскую губернию. Пожалуй, сам Дмитрий Адамович не ожидал что оно получиться столь величественным и красивым. Многие декоративные элементы оформления фасада, явно отсылают нас к работам братьев Дмитрия и Михаила Чичаговых, которые в 1887 году построили Самарский академический театр драмы и в 1892 здание старой Московской городской думы.

Архитектура Земского дома была выполнена в псевдорусском стиле, который брал за основу традиции и элементы народного искусства, древнего зодчества.

Важно отметить, что помимо традиционных для псевдорусского стиля украшений фасада, в проект Земского дома, по личной просьбе графа Олсуфьева, был внесён один, очень необычный элемент. На крыше сооружения находились слуховые окна, в круглые рамы которых вписана пятиконечная звезда – один из символов масонства.

Как известно, Дмитрий Адамович был активным членов братства вольных каменщиков и, по-видимому, не устоял перед соблазном разместить символику тайного общества, на своём знаменитом творении.

Подобные символы являлись не просто реверансом в сторону масонского движения, но и имели вполне практичное значение – любой странник, знавший о тайном смысле размещённой на фасаде фигуры, всегда мог обратиться к хозяевам дома и получить необходимую помощь.

Открытие здания камышинкой Земской управы состоялось осенью 1901 года. Торжественная церемония собрала множество столичных фотографов и журналистов, а также именитых гостей со всех уголков России, среди которых присутствовал саратовский губернатор П.А. Столыпин.

После Февральской революции, красивейшее сооружение облюбовали коммунисты, разместив в нём свой партийный аппарат. Лишь в 1971 году, здание было отдано под нужды городского историко-краеведческого музея, которое располагается по адресу Камышин, ул. Советская, д. 1 и по сей день.

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Мансардный поселок – часть исторического облика Волгограда
Мансардный поселок – часть исторического облика Волгограда
РИАЦ продолжает знакомить читателей с архитектурными памятниками истории Волгоградской области
#Геометка 11.12.2024
В Волгограде обнаружен сказочный дворик
В Волгограде обнаружен сказочный дворик
Дворик находится у дома на улице Удмуртская, 71, который был построен 27 лет назад.
#Геометка 27.11.2024
Музыкальные инструменты семьи Пушкина: как самородок из глубинки создал в Волгограде уникальный музей
Музыкальные инструменты семьи Пушкина: как самородок из глубинки создал в Волгограде уникальный музей

Небольшой домик в Кировском районе города-героя стал настоящей сокровищницей для любителей музыки и истории, сохранившей множество редких экспонатов, которые рассказывают о богатом наследии музыкального искусства.

#Геометка 18.11.2024
Комсомольский садик: белые панамки и всё, всё, всё…
Комсомольский садик: белые панамки и всё, всё, всё…
Да, это не лондонский Гайд парк. И даже не пекинский парк Бейхай.
#Геометка 18.11.2024
Яркие фрагменты истории СССР: о чем рассказывают мозаики Центрального рынка Волгограда
Яркие фрагменты истории СССР: о чем рассказывают мозаики Центрального рынка Волгограда

В сердце Волгограда, в здании Центрального рынка, расположены два мозаичных панно, созданных талантливым и знаменитым художником и монументалистом Михаилом Пыштой в 1973 году: «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Эти произведения искусства не просто были украшением торгового зала, но стали символами трудолюбия и гостеприимства, олицетворяя дух своего времени.

#Геометка 14.11.2024
Что стало с волгоградской фабрикой-кухней, некогда кормившей весь Тракторозаводской район
Что стало с волгоградской фабрикой-кухней, некогда кормившей весь Тракторозаводской район
Рассказываем об истории огромной фабрики-кухни на улице им. Дзержинского, ставшей впоследствии креативным лофт-пространством и архитектурным памятником на севере Волгограда
#Геометка 12.11.2024
Топ новостей
Опрос