В Волгограде на жилом доме по ул. Невская, 18б расположено одно из самых известных и одновременно загадочных произведений советского монументально-декоративного искусства — мозаичное полотно, созданное художниками Вячеславом Курочкиным и Ниной Чхеидзе. Это произведение выделяется на фоне традиционных мозаик, которые в СССР обычно украшали здания ДК, больниц и детских садов, изображая сцены из повседневной жизни, счастливое советское будущее и героические образы.
Однако мозаика на Невской, 18б уходит от привычного соцреализма в сюрреализм. Композиция, выполненная из керамической плитки, представляет собой абстракцию, которая вызывает множество вопросов и интерпретаций. Насыщенные цвета и неожиданные формы создают уникальную атмосферу, заставляя зрителя задуматься о глубинных смыслах и эмоциях, скрытых за этой загадочной работой.
Это произведение искусства не только украшает фасад здания, но и становится важным культурным символом города, отражая стремление художников к экспериментам и поиску новых форм выражения в условиях советской реальности. Мозаика на Невской, 18б — это не просто декор, а целая история, вплетенная в архитектуру Волгограда.
Восьмиэтажный многоквартирный дом был построен в 1971 году. Старожилы города-героя говорят, что квартиры в этой многоэтажке государство выдавало научным сотрудникам.
Возможно поэтому мозаика, которой украшено здание, приковывает взгляд своей необычностью и богатством смыслов. Узнаваемая реальность тут присутствует лишь фрагментарно: мужские и женские образы, кажущиеся конкретными, соседствуют с элементами, отсылающими к исследовательским приборам — предполагаемым микроскопу или телескопу.
Однако это лишь часть масштабной картины. Другие элементы мозаики словно загадочно намекают на новые научные идеи и открытия, пробуждая в зрителе тягу к познанию неизвестного. Эти фрагменты искусства воплощают в образах стремление человечества к новым вершинам знаний.
Искусство постсоветского сюрреализма нашло своё выражение и в других уголках Волгограда. Панно на стенах зданий и другие мозаичные композиции украшают город, добавляя ему особого колорита и неповторимого очарования. Каждая такая работа хранит в себе многослойные смысловые пласты, которые ждут, чтобы их разгадали и поняли.
Авторы этих произведений уходили от привычного соцреализма в сторону сюрреализма, стремясь отразить сложность и многогранность новой эпохи. Сюжетная реалистичность уступила место символизму и абстракции, что позволило художникам выразить более глубокие и сложные идеи. В условиях постсоветского времени, когда общество находилось в поисках новой идентичности, сюрреализм стал мощным инструментом для осмысления и отражения перемен, происходящих в мире и в сознании людей.
Примеры мозаик художников, вдохновлённых сюрреализмом, есть в Москве. А у нас это, пожалуй, одно из немногих подобных творений.
Небольшой домик в Кировском районе города-героя стал настоящей сокровищницей для любителей музыки и истории, сохранившей множество редких экспонатов, которые рассказывают о богатом наследии музыкального искусства.
В сердце Волгограда, в здании Центрального рынка, расположены два мозаичных панно, созданных талантливым и знаменитым художником и монументалистом Михаилом Пыштой в 1973 году: «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Эти произведения искусства не просто были украшением торгового зала, но стали символами трудолюбия и гостеприимства, олицетворяя дух своего времени.