Одна из первых работ маэстро - мозаичное полотно размером свыше 200 кв. метров для Дворца культуры алюминиевого завода. Именно к этому периоду в жизни художника относятся штампованные болванки, использованные им для украшения мастерской.
Так что же скрывается за массивной чугунной дверью? Приоткрыв врата, перед взором удивлённого гостя предстают десятки картин, необычных статуэток самого разного размера, формы и стилистики, а также величавые бюсты и вписанные в арочные проёмы горельефы, с трудом вместившиеся в переоборудованную мансарду.
Зрелище для обывателя непередаваемое: сотни героев, не то сошедших со страниц учебника истории, не то покинувших какое-то художественное произведение, будто бы замерли, изо всех сил стараясь не выдать взору чужака какой-то большой секрет.
С трудом протиснувшись через армаду небольших статуэток и пышного бюста Екатерины II, мы попадаем в ещё одну комнату, где разместился самый центр этой вселенной, сердце мастерской волгоградского художника. Именно здесь в зримых образах воплощена история нашей страны, живописные виды Волгоградской области, и женщины, много-много женщин, которые в тот или иной момент жизни вдохновляли и продолжают вдохновлять маэстро.
В самом центре этой вселенной закономерно находится бюст самого Петра Ивановича. Изваяние – одна из крайних работ маэстро, в которой он запечатлел себя в юности.
- Как вы видите, здесь я ещё молодой, рожа была вон какая, здоровая, а сейчас немощная уже стала, - шутит Пётр Чаплыгин. - Здесь у меня на голове необычная шляпа. Именно в этом цилиндре я приехал в Волгоград. В советские времена подобные аксессуары были весьма редкими и такого головного убора в городе не было больше ни у кого.
С левой стороны, на полях шляпы художник разместил неведомо откуда возникающего жеребца, который словно пытается вырваться из композиции навстречу ошалевшему гостю. Этот символ, по замыслу автора, обозначает единение человека с природным естеством, которое на протяжении всей нашей жизни стремится взять верх над повседневной рациональностью и определяет многие из наших поступков.
Возвращаясь к тайной жизни постоянных обитателей этого удивительного мира - многие из них так и норовят последовать примеру рысака, регулярно пытаясь выбраться из мастерской наружу. Например, не так давно уют прилегающего внутреннего дворика стал охранять причудливый страж – памятник немецкой машинке «Зингер».
Однако, «сбежавшими» экспонатами обустройство дворика не ограничилось. Так, на углу здания маэстро соорудил уникальную композицию, созданную из отслужившего свой век водопроводного стояка. Арт-объект в виде огромного вазона, будто бы проросшего сквозь толщу фундамента прямиком из внутреннего мира, из той самой вселенной, которую несколько десятилетий создавал художник, теперь стал визитной карточкой дома №13 по улице Мира, собственно, как и сама мастерская художника.
Небольшой домик в Кировском районе города-героя стал настоящей сокровищницей для любителей музыки и истории, сохранившей множество редких экспонатов, которые рассказывают о богатом наследии музыкального искусства.
В сердце Волгограда, в здании Центрального рынка, расположены два мозаичных панно, созданных талантливым и знаменитым художником и монументалистом Михаилом Пыштой в 1973 году: «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Эти произведения искусства не просто были украшением торгового зала, но стали символами трудолюбия и гостеприимства, олицетворяя дух своего времени.