Сегодня, 29 мая 2019 года, разбив, по флотской традиции, о борт корабля символическую бутылку, под два коротких и одно продолжительное "ура" на воду спустили детище Волжского судостроительно-судоремонтного завода - танкер класса М-СП 3,5 дедвейтом 4677 тонн. Как отметили виновники торжества – сотрудники и руководители предприятия, а также гости, событие состоялось уникальное как для региона, так и для самой компании-производителя. Да и судно, которому дали имя «Марлин», способно удивить не только обывателя.
Заместитель губернатора Волгоградской области, председатель регионального комитета промышленности и торговли Роман Беков поблагодарил трудовой коллектив Волжского судостроительно-судоремонтного завода за смелость:
- Малое предприятие, где не более ста человек, выпустило такую масштабную продукцию, - отметил глава профильного комитета.
Танкер длиной в 139 метров способен перевозить грузы весом до семи тонн. По словам председателя совета директоров компании «Vega Group» Владимира Глухова, проект под номером 371 предприятие, на котором специалистов двое могут по пальцам пересчитать, выполнило за два с небольшим года.
- Большие верфи, где работают 2500 тысячи человек, конечно, выполнили бы за полтора года, но вы совершили трудовой подвиг, - поблагодарил глава компании коллектив и заказчика, который доверил реализацию такого масштабного проекта заводу, «корабелом» ставшему несколько лет назад.
- Моей мечтой всегда было строить корабли, но приходилось ремонтировать, обслуживать их. Но завод, где я работаю с 1976 года, пришел еще учеником, дал возможность стать «корабелом». Это судно не первое у меня: в 2009 году построили прогулочный теплоход «Ассоль», который сейчас эксплуатируется в Астрахани. Надеюсь, что этот танкер у меня не последний. А «Марлину» удачной эксплуатации, хороших заказов, долгих лет жизни и большого плавания, - рассказал руководитель проекта Дастем Мамилин, признавшись, что за каждый свой корабль переживает, как за ребенка.
Но волжский «малыш» плавно сошел в воду – через два месяца, после швартовых и ходовых испытаний, он отправится в путь по рекам или морям с химическими грузами, включая метанол.
- «Марлин» принадлежит компании «Тринити Шиппинг» из Санкт-Петербурга. Он будет возить агрессивные среды разных видов. Нефть - это «мелочь». Чтобы перевозить более серьезные среды, агрессивнее даже метанола, внутри наш танкер сделан из нержавеющей и цветной сталей, а также из композитных материалов. Подобного еще никто никогда не выполнял в России. Мы первыми внедряем эту технологию: «Морской регистр судоходства» дал нам разрешение. Дело в том, что теплоход, как правило, весь металлический, а металл подвержен коррозии - спустя время заказчик начинает его ремонтировать, потому что морская вода разрушает. Мы же пошли по простому пути – заменили на композитные материалы. Но нужно было, чтобы заказчик принял решение рискнуть, - пояснила уникальность танкера генеральный директор ООО «Объединенные Верфи Вега» Елена Майер.
Участники мероприятия отметили, что рождение плавучего гиганта – праздник не только для завода и коллектива, трудившегося над суперсудном, но и для города, который в этом году отмечает 65-летие, и даже для всей Волгоградской области.
- Грандиозное событие происходит сегодня не только в масштабах Волжского, но и на уровне России. Предприятие, которое несколько лет назад было еще ремонтной базой флота, превратилось сегодня в судостроительное. С нуля создано прекрасное судно. Это первый этап в новой эпохе предприятия. Именно так писалась история города Волжского все 65 лет. Я считаю значимым, что в юбилейный год вы сделали такой подарок городу. Огромное человеческое "спасибо" от всех волжан. Волжский в очередной раз подтвердил звание труженика, созидателя, строителя. На воду рек России будут сходить с этого стапеля отечественные корабли. Я горжусь, что живу с вами в одном городе, - сказал глава Волжского Игорь Воронин.
Почетные грамоты работникам предприятия от администрации Волгоградской области вручил заместитель губернатора, председатель комитета промышленности и торговли Роман Беков.
- В регионе в последние годы активно реализуется промышленная политика, воплощаются инвестиционные проекты, в результате которых открываются малые, средние и крупные заводы, создаются рабочие места, восстанавливаются производства и выпускается много новых видов продукции. Так, в Волжском производится целая линейка автобусов. А в 2018 году к уже обычным газомоторным добавились электробусы. В регионе возобновили производство алюминия, порошков, стали выпускать уникальные размеры канатов, высокоточные компоненты для разных моделей самолетов. Это все - новые виды продукции, появившиеся благодаря промышленной политике и востребованные в России. Сегодня мы гордимся танкером, который собрали волжане: он будет бороздить реки и моря нашей страны. Надеюсь, что у вас будет много таких проектов, которыми вы будете гордиться, - поздравил с успехом трудовой коллектив Роман Беков.
Через повод для гордости повторится: на воду планируется спустить «брата-близнеца» волжского уникального танкера.
- Сейчас мы спустили наш «Марлин» и можем поставить на его место, чтобы насытить механизмами, другой. Корпус уже готов. Но имени у него еще нет. Мы называем «проектом номер 372». Заказчик тот же, - пояснили гендиректор ООО «Объединенные Верфи Вега» Елена Майер.
Быть может, детище местного завода зайдет в родные воды, чтобы перевести продукцию волгоградского «Химпрома», где в настоящее время поэтапно создается крупный химический кластер: возрождаются наиболее рентабельные линии, в числе которых – карбид кальция и ферросилиция, и реализуется российско-японский проект по созданию современного производства метанола. Или других- предприятий: в Волгоградской области за последние пять лет созданы условия для развития промышленности, в частности, оказывается государственная поддержка инвесторам, активно привлекаются федеральные инструменты поддержки.
Вот и Волжский судостроительно-судоремонтный завод работает не над одним проектом. По словам руководителя предприятия, для выполнения другого важного заказа открыты 70 вакансий: в декабре 2018 года завод подписал госконтракт на поставку 12 буксирно-моторных катеров БМК-15 – объемы производства, по сравнению с 2018 годом, должны вырасти в несколько раз.
- Планируем в этом году выйти на миллиард. В 2018 году было 300 миллионов. Ещё 10 лет назад мы занимались только ремонтом, однако до 1985 года на территории этого завода трудились две с половиной тысячи человек. Сегодня уже больше 100, но мы хотим, чтобы снова было две тысячи, - сообщила Елена Майер.
В конце прошлого года предприятие стало «оборонным»: Комитет промышленности и торговли Волгоградской области совместно с Минпромторгом РФ оказали содействие в получении лицензии на производство и реализацию вооружения и военной техники. Первой продукцией станут БМК-15, которые способны конкурировать с другими образцами буксирно-моторных катеров, в частности, БМК-225 и БМК-460, необходимых инженерным войскам при буксировке паромов понтонных мостов для переправы техники через водные преграды.
- Мы являемся перспективными потребителями такого катера, который здесь производится, - пояснил представитель, начальник 187 учебного центра инженерных войск, полковник Валерий Овдиенко. - Совместными усилиями начальника инженерных войск и судостроительно-судоремонтного завода был разработан и ставится на производство БМК-15: по техническому заданию начальника Управления инженерных войск, выданному в 2017 году судостроительно-судоремонтному заводу, коллективом была разработана конструкторская документация, изготовлен опытный образец, который в последующем прошел предварительные испытания и государственную экспертизу, по результатам успешно проведенной работы получил всю необходимую документацию и был принят на снабжение в 2018 году. Состоялся гособоронзаказ, согласно которому, 12 образцов катера в текущем году предприятие-изготовитель должно поставить Министерству обороны. Эксплуатироваться они будут в инженерных войсках Вооружённых Сил Российской Федерации на территории всей страны: распределят на основании решения начальника инженерных войск. Я являюсь представителем учебного центра и надеюсь, что один из них попадёт к нам, потому что мы готовим специалистов для работы на БМК и жизненный цикл этих машин должен начаться в нашем учебном центре.
Как отмечают специалисты, до сих пор в армии не было буксирно-моторных катеров российского производства. Предшественники БМК-15, созданного на Волжском судостроительно-судоремонтном заводе, являются образцами советской эпохи и уступают по ряду характеристик: у нового катера более значительные тяговая сила, скорость буксировки, маневренность, упрощенные замки, непотопляемость (способен оставаться на плаву при заполнении двух из трех разделенных отсеков). По словам разработчиков, машина будет более востребована на Дальнем Востоке, где реки имеют высокое и быстрое течение.
- При изготовлении корпуса применена система «тримаран», чего раньше не делалось никогда. Она запатентована предприятием-изготовителем и даёт возможность катера фактически выходить почти на сушу и с суши возвращаться обратно, подмывая под себя воду. У БМК-15 великолепные тяговые усилия при движении вперед и назад, - отметил Валерия Овдиенко.
Сами же конструкторы добавляют, что их катер может стать основой для другой техники.
- Наш катер может работать во льду или стоять на грунте. На базе БМК-15 разработан земснаряд. Такой техники на вооружении в российских войсках нет, не имеется, насколько я знаю, и у вероятных противников. Земснаряд на основе БМК позволяет подготовить переправы там, где их не ждёт противник, потому что действует на глубине мели менее 0,5 м. Сегодня командование инженерных войск рассматривает возможность заказа наших земснарядов. Продолжение разработки катеров - техника, которая может использоваться как «медспас», оборудованный всем необходимым для оказание помощи пострадавшим, или как эвакуатор при ЧС для транспортировки людей и имущества на мелководье, потому что БМК непритязательный в эксплуатации и простой в управлении, или как пожарный тушить с водоема, - сообщил конструктор Павел Глухов.
Волгоградская область участвует в программе импортозамещения не первый год.
Только в 2018-м 58 предприятий региона произвели 80 видов импортозамещающей продукции на общую сумму более 57 миллиардов рублей, что на 9,3% больше, чем в 2017-м. Одной из базовых отраслей промышленности Волгоградской области является машиностроение, где занято более 18,6 тысяч человек. В 2018 году предприятиями отрасли выпущено продукции на сумму более 44 миллиардов рублей, что выше показателей 2017 года на 5,5%. По итогам первого квартала 2019-го объем произведенной продукции превысил 7,8 миллиарда рублей, что на 45% больше, чем за аналогичный период 2018-го.