Перечень обязанностей сотрудников Службы спасения Волгограда занимает несколько страниц. Они готовы круглосуточно прийти на помощь людям, оказавшимся в беде, вести аварийно-спасательные работы, ликвидировать последствия природных и техногенных катастроф, и прочая, и прочая, и прочая.
А ещё – профессия спасателя означает тяжелейший (не только физически, но и психологически), часто опасный, но очень и очень нужный людям труд. Может быть, потому мы все высоко ценим наших спасателей. Впрочем, как и всех, честно исполняющих свой долг. Хотя вспоминаем мы о спасателях, лишь когда оказываемся в ситуациях, в которые никому и никогда не хочется попадать. Об особенностях службы мы беседуем с начальником МУ «Служба спасения Волгограда» Виктором Колесниковым.
– Виктор Иванович, вы стояли у истоков создания Службы спасения Волгограда. Как оно всё начиналось?
– Да, в общем-то, обычно начиналось. Вызвали меня в администрацию Волгограда, сказали так и так: в городе создаётся аварийно-спасательный отряд. Пойдёшь заместителем командира? Какой тут может быть разговор, кроме «есть заместителем командира»? И пошёл. Опыт кое-какой имел. Начали создавать отряд с нуля. Набрали подходящих ребят, обучили. 17 апреля 1998 года 17 спасателей вышли на дежурство. Тогда был только этот один отряд в Дзержинском районе. Было трудно – город-то у нас раскинулся далеко, а добираться приходилось на самые окраины. Показали свою эффективность, создали ещё подразделения. Сегодня в службе – 114 человек, до любого места происшествия домчим за 15 минут. Стараемся сократить и этот срок.
Отступление. Скромничает Виктор Иванович насчёт «кое-какого опыта». За его плечами уже были служба в десантных войсках, боевые действия в горячих точках, служба в пожарной охране. С 2013 года он возглавляет Службу спасения Волгограда.
– Мы все знаем о действиях волгоградских спасателей в ликвидации последствий терактов, взрывов газа в жилых домах и других чрезвычайных ситуаций. Порою кажется, что это какие-то супермены?
– Да никакие они не супермены. Обычные люди. Только особым и тщательным образом подготовленные. Желающих стать спасателями много, однако, попасть к нам – не просто сложно, а очень сложно: из десятка кандидатов проходит один, в лучшем случае – два. Ведь у нас важна даже не столько физическая, сколько психологическая готовность. Спасателям приходится иногда собирать тела по частям. А уж если жертвы – дети, здесь приходится психологически очень тяжело. Нужна уравновешенность и ещё раз уравновешенность, потому что от неё порой зависит жизнь многих других людей. Эмоции можно отпустить потом, на месте происшествия они должны быть зажаты в кулак. Только так!
– Неужели это возможно?
– Возможно и необходимо. А иначе лучше пойти хоть в актёры, у них эмоции должны обнажаться ежесекундно. Чтобы стать хорошим спасателем, наши ребята проходят минимум 8 подготовок (пожарную, промышленный альпинизм, медицинскую, психологическую, газоспасательную, газодымозащитную, работу по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, и водолазную, получают права на автомобили и маломерные суда) и допускаются к службе лишь после заключения авторитетной аттестационной комиссии. Да и то с трёхмесячным испытательным сроком. За три месяца можно узнать человека, на что он способен. А потом он ежемесячно сдаёт физическую подготовку и каждые три года проходит аттестацию, где спрашивают с него строжайшим образом, я вас уверяю. Дважды в год сдают экзамены по технике безопасности и профессиональной подготовке. Пополнение у нас происходит нечасто, с нашей службы практически не уходят, прикипают к ней всей душой.
– Насколько эффективно взаимодействие спасателей с властями? Ведь вам постоянно требуется техническое и всякое иное обновление?
– Взаимодействие максимально эффективное. Техническое, теоретическое, методологическое обновление происходит регулярно. Особенно в последние годы. Есть общее понимание простого факта, что отставание службы спасения от современных требований чревато необратимыми катастрофическими последствиями. Угрозы, увы, множатся, становятся более опасными для здоровья и жизни человека. И противостоять им можно, лишь находясь во всеоружии.
– Наверное, самым трудным в последний год было дежурство во время Чемпионата мира по футболу?
– Да уж, мы до сих пор вспоминаем то напряжение всех сил, в котором находились целый месяц. Наши команды были в постоянной готовности прибыть в любой пункт города, дежурили на последней миле к стадиону. К счастью, не случилось никаких происшествий. И, конечно, осталась гордость за наш город-герой, который смог обеспечить проведение мирового чемпионата на таком высоком уровне. О новом стадионе и не говорю: по сравнению с тем, что было, это небо и земля. Он просто шикарен. Я не могу назвать себя ярым болельщиком, но, вместе с друзьями, с удовольствием хожу на футбол. Нам бы теперь ещё команду такого уровня, как стадион.
– Будем надеяться, будем надеяться. Кроме крупных ЧС, существую ещё и так называемые бытовые вызовы. Часто ли случаются?
– Случаются, конечно, и количество их растёт. Мы получаем до 4 тысяч вызовов в год. По самым разнообразным поводам: вскрыть двери, за которыми находятся и просят о помощи люди, помогаем сотрудникам других экстренных и городских служб, доставляем больных с острова Сарпинский или Голодный… Кстати сказать, наша служба – единственная, кто сможет провести эвакуацию больного с острова в зимнюю период, у нас есть специальные плавсредства, аэросани, которые передвигаются по воде, льду и снегу. Обращаются даже – и довольно часто – с просьбой, снять кольцо с пальца и другие предметы с частей тела.
– Правда? А что, с мылом нельзя это сделать самостоятельно?
– Бывает, что и нельзя, кольцо врастает в плоть так, что требуется специальное оборудование. И оно у нас есть. С его помощью ювелирно срезаем колечко, не повредив кожу. Так и работаем. У нас нет деления происшествий на очередные и первоочередные. Нужна помощь человеку – мы выезжаем. И помогаем. Я всегда говорю своим ребятам: если ты спас хотя бы одного человека, то ты уже не зря работаешь спасателем.
Отступление. Виктор Иванович Колесников, 58 лет. Начальник МУ «Служба спасения Волгограда». Депутат Волгоградской городской Думы. Образование: высшее, Волгоградский политехнический институт. Заслуженный спасатель РФ, медаль-ордена за заслуги перед Отечеством, ведомственные медали. Женат, взрослые дети: сын и дочь.