95144

Камышинская переправа – надежное плечо Сталинградской Победы

#Геометка 24 Сентября 2018, 08:30 Андрей Бондарев / Геометка
Фото: РИАЦ
0 1687
Как там было у Твардовского в «Теркине»:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.


Вот так просто и понятно поэт описал один из сложнейших элементов боевых действий – форсирование водных преград. Те, кто организовывал и обеспечивал переправу войсковых подразделений на линии фронта в Великой Отечественной удостаивались самых высоких государственных наград. Например, наш земляк, житель Дубовки Николай Санджиров был награжден золотой звездой Героя СССР за организацию переправы через Днепр. А сколько таких героев погибли под огнем противника, сколько сгинуло в темной воде.

Были примеры героической переправы и у нас на Дону, и Волге. Так, стоит на улице Гоголя в Камышине кирпичный дом старинной постройки. Стоит у реки, на благоустроенной и прекрасной набережной. Кстати, спасибо за это другому Герою - в рамках подготовки к празднованию столетия со дня рождения прославленного летчика, Героя СССР Алексея Маресьева в городе воинской славы была проделана большая работа по приведению в порядок территорий. Но мало кто знает, что именно здесь – напротив здания в годы войны была оборудована переправа - вторая по значимости и важности в военном отношении после сталинградской.

С выходом фашистских войск к Волге севернее Сталинграда все железнодорожные пути к городу оказались перерезанными. В результате все грузы для оборонявшегося Сталинграда доставлялись к переправам: по железнодорожной ветке Баскунчак — Паромная и автотранспортом по левому берегу Волги со стороны Камышина. Затем они перевозились через Волгу. Переправы, таким образом, приобрели исключительное значение в защите Сталинграда.

Наладить бесперебойную работу речной переправы в Камышине было поручено Алексею Николаевичу Иванову, которого война застала в должности начальника перевалочного пункта. Паромы ходили с перегрузом в обе стороны: с левого берега на правый шли войска, обратно беженцы - эвакуировались предприятия, техника и десятки тысяч людей, сорванные со своих мест войной. Работа не останавливалась круглые сутки. За добросовестный труд Алексей Иванов был награжден орденом Красной Звезды. В конце 1942 года награду ему вручил в Кремле лично председатель президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин.

Уже к середине июля 1942-го значительная часть флота Нижне-Волжского речного пароходства была занята перевозками в интересах действующих фронтов. Через Камышин переправились десятки различных воинских частей. В том числе 8 сентября того же года речники успешно справились с заданием по переброске из Иповатки в район Камышина 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза гвардии генерал-майора Александра Родимцева, которая позже сыграла особую роль в разгроме врага под Сталинградом.

Здесь же переправлялись через Волгу и части механизированного корпуса генерала Вольского, которые позже также сыграли важную роль в окружении армии Паулюса в Сталинграде.

Враг знал о работе переправы и делал все, чтобы сорвать её работу, уничтожить пристани и суда. Так, информационный портал Камышина приводит воспоминания одного из камышинских речников - Николая Быкова: «Фашистские стервятники пикировали на причалы, сбрасывали бомбы и прошивали пулеметными очередями палубы наших судов. Начиная с 24 июля (1942-го), на огромной полосе от Астрахани до Саратова гитлеровцы беспрерывно совершали пиратские налеты на волжские суда, подвергая бомбардировке пассажирские и буксирные пароходы, баржи, линейные пристани. За 8 суток с 23 по 31 июля 1942 года фашистская авиация сбросила в реку 231 мину, таким образом, Волга на протяжении 400 километров от Камышина до Никольского, оказалась заминированной».

Из-за этой диверсии пароходы и баржи преимущественно шли по реке в сопровождении боевых катеров, которые расчищали фарватер от мин. Однако, такая возможность была не всегда, да и не гарантировала полную безопасность перевозок. Первой жертвой на Волге стал буксирный пароход «Смоленск», 25 июля 1942 года он подорвался на мине недалеко от Луговой Пролейки следуя вниз по реке из Камышина к Сталинграду. Половина экипажа «Смоленска» погибла, остальных удалось спасти. В тот же день, три вражеских бомбардировщика атаковали пароход «Союзный ЦИК» в районе Камышина. На втором заходе бомба попала в машинное отделение судна и оно стало тонуть. На помощь пришли работники камышинской переправы во главе с капитаном рейда Алексеем Ивановым. На трех весельных лодках, не обращая внимания на кружащие над рекой вражеские самолеты они спасли 30 женщин и детей и благополучно доставили их на правый берег. На пароходе погибли капитан, несколько членов экипажа и трое детей.

Маршал Советского Союза А. И. Еременко в своих воспоминаниях писал о работе волжских речников: «Нельзя не отметить здесь и четкую, самоотверженную работу паромных переправ, личный состав которых – в основном старые волжане-речники – проявил много находчивости, инициативы и стойкости».

О самоотверженности работы волжских речников говорят цифры: только за время Сталинградской битвы грузооборот переправы в Камышине составил 176 тысяч тонн. Основная тяжесть труда легла на плечи женщин, заменивших ушедших на фронт мужчин. Так, звание ударной получила камышинская бригада грузчиц Евдокии Землянкиной. Они работали не считаясь со временем и не страшась вражеских бомбардировок.

8 мая 1965 года на центральной набережной города, в начале улицы Октябрьской, у главного спуска к Волге была установлена мемориальная доска, на которой увековечено: «Здесь в период великой битвы на Волге 1942-1943 годах работала переправа. Суда Волжской военной флотилии и речного флота под бомбардировкой противника с воздуха перевозили войска, военную технику и народно-хозяйственное имущество». А 12 ноября 2015 года на волжской набережной Камышина был установлен и Памятный знак камышанам-речникам и морякам. Открытие его было приурочено к знаменательной дате - 11-12 ноября 1942 года здесь завершилось формирование 13-го механизированного корпуса, переданного в распоряжение 62-й Армии под командованием Василия Чуйкова.

Всего на Нижней Волге, от Камышина до Астрахани в августе – октябре 1942-го было создано 24 крупные переправы. Одновременно на участке от Камышина до Дубовки продолжали действовать 8 переправ, на которых в конце октября работали 15 самоходных судов общей мощностью 1,9 тысячи л. с. и 25 несамоходных грузоподъемностью 10 тысяч тонн. Они полностью обеспечивали нужды фронта.

В период военной навигации волжский речной флот понес значительные потери. От бомбардировок, мин, артиллерийского и минометного огня противника на Нижней Волге в 1942 году затонуло 335 судов: 15 грузопассажирских общей мощностью 12 200 л. с., 74 буксирных и вспомогательных, 197 барж общей грузоподъемностью 485 тысяч тонн, в том числе 44 наливных металлических грузоподъемностью около 280 тысяч тонн, 49 судов технического и стоечного флота. Кроме того, 34 судна получили серьезные повреждения. Большой ущерб был нанесен хозяйству портов, пристаней и судоремонтных предприятий.

За проявленное мужество в работе в военное время многие из речников и работников переправ были награждены орденами и медалями, в том числе и боевыми.

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Задумчивые руины в центре Волгограда неохотно раскрывают свои тайны
Задумчивые руины в центре Волгограда неохотно раскрывают свои тайны
Нет, друзья мои, что ни говори, а топонимике нынешнего Волгограда куда как далеко до той, что царила в Царицыне (простите за немудрящий каламбур) какие-нибудь полтора века назад.
#Геометка 13.06.2022
Чем земля Преображенская лучше Киквидзенской
Чем земля Преображенская лучше Киквидзенской
Корреспонденты РИАЦ провели день в отдаленном районе Волгоградской области, оказавшимся в центре внимания из-за планов по ребрендингу.
#Геометка 06.06.2022
Куда в волгоградских степях ускакали золотые кони хана Батыя?
Куда в волгоградских степях ускакали золотые кони хана Батыя?
Наш благословенный волгоградский край с его невероятной, богатейшей на сюрпризы историей, таит в себе множество легенд.
#Геометка 18.05.2022
Волгоградские степи — край, где едва не потекли молочные реки меж кисельных берегов
Волгоградские степи — край, где едва не потекли молочные реки меж кисельных берегов
А и богата же Волгоградская область природными красотами.
#Геометка 25.04.2022
Где в Волгограде в одном месте увидеть разом все вестники весны
Где в Волгограде в одном месте увидеть разом все вестники весны
Первоцветы зацветают в Волгоградской области обычно к концу марта. И до самого мая – в степи, по балкам и на краю лесочка можно встретить этих смельчаков. Одни отцветают, их сменяют другие.
#Геометка 14.04.2022
Как Сталинградский ТЮЗ погибал на своём посту
Как Сталинградский ТЮЗ погибал на своём посту
В канун профессионального праздника — Дня Театра — давайте вспомним добрым словом Сталинградский театр юного зрителя.
#Геометка 26.03.2022
Топ новостей
Опрос