94971

На сталинградской земле был совершён ещё один подвиг

#Геометка 17 Сентября 2018, 07:30 Владимир Апаликов / Геометка
Фото: Александр Куликов
0 1352
Ведь это надо же было так подгадать! На симпатичной часовенке, притулившейся на недалёком холме, ударили в колокола как раз в тот момент, когда огроменные ворота шлюза №1 Волго-Донского канала начали приоткрываться. Получился просто праздник какой-то: выход танкера на речной простор матушки-Волги под звон колоколов.

Жаль только название у танкера оказалось сугубо прозаическим: «Волгонефть». Да ещё с номером 105, что совсем прибивало остатки романтики, если она и была. И само судно со ржавыми потёками на палубе, с истёртыми поручнями напоминало пресловутое корыто, отбитое у пушкинской бабки. Причём, она не очень-то и сопротивлялась.

Вот перед танкером шлюзовался красавец-сухогруз, так то – да! Чистенький, будто умытый, оснастка сияет, всякие причиндалы, даже – гальюн, обозначены иноземными буквами. Одно имя чего стоит: «Блэквуд»! То есть «Чёрный лес». Сразу повеяло читанным в детстве: просоленный ветрами рулевой крутит штурвал, одноглазый шкипер отдаёт команды матросам, с ловкостью обезьян взлетающим на ванты, с вершины мачты благим матом орёт попугай…

Наваждение снимает кормовая надпись, где под загадочным именем сухогруза стоит вполне прозаические наименование порта прописки: Таганрог. Ну, какие уж в Таганроге пираты?

А, если серьёзно, работа шлюзов впечатляет полной мерой. От судоводителей здесь требуется незаурядное профессиональное мастерство. Зазор между бортом корабля и бетонной стенкой канала составляет каких-нибудь 20 сантиметров. Но корабли идут уверенно, будто по широкой морской гавани.

Ещё более поражает воображение машинерия. Подумать только – всё это оборудование, позволяющее кораблям проходить из Волги в Дон чуть больше 100 километров и обратно через сложнейшую систему 13 шлюзов, осталось со времён открытия Волго-Донского судоходного канала практически неизменным. То есть, 66 лет! И действует! Разве что, в схему теперь вписаны компьютеры, управляющие всем сценарием выверенного действия шлюзов.

Именно здесь, на шлюзе №1, 66 лет назад, проходил настоящий праздник открытия канала. Он был назначен на 14 часов 27 июля 1952 года, но сталинградцы целыми толпами начали занимать места с утра. Сохранились газетные отчёты. В них, конечно, много места занимают обязательные лозунги, фразеологизмы, здравицы, славящие вождей персонально и всю коммунистическую партию чохом. Но даже и сквозь идеологическую пену проступают искренний восторг и изумление людей перед тем, что свершили они сами.

 

Проект канала, соединяющего две великие реки ведёт своё начало ещё со времён Петра Первого. Это он затеивал громадное строительство с великой пользой для экономики державы Российской. Тогда не получилось. Перед войной, по личной инициативе Сталина, проект был взят в разработку. В 1948 году начались работы на канале. Ведь подумать только – три года как закончилась самая разрушительная в истории человечества война, но страна, наиболее пострадавшая в ней, начинает титанический проект. Руководил его воплощением знаменитый гидростроитель Станислав Жук. Гигантское строительство было завершено в 4 года! Таких темпов история ещё не знала. Панамский канал, например, сравнимый с Волго-Доном по объёму произведённых работ, строился 29 лет!



Из русла нашего канала было вынуто и перемещено 152 млн. кубометров земли, уложено 3 миллиона кубометров бетона. На стройке работало 326 экскаваторов (причём, впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, производившие бестранспортную разработку земли), 900 скреперов, 300 бульдозеров, свыше 4 тысяч автомашин. В строительстве было занято более 700 тысяч человек. В том числе, военнопленные и заключённые, которым ударный труд засчитывался в срок. После окончания 26 тысяч человек получили волю.



31 мая 1952 года в канале встретились воды Волги и Дона. И это тоже был огромный праздник. Гремела музыка, звенели песни, люди бежали по дну канала и ладонями переносили воду из сближающихся потоков.

    

По безбрежной российской равнине,
Богатырской походкой пройдя,
В новом русле встречаются ныне
Волга с Доном, по воле вождя.

На равнине встречаются реки.
Сердце к сердцу стремится в любви,
Волга к Дону простёрла навеки
Изумрудные волны свои.



И наступило 27 июля. Теплоход «Иосиф Сталин» подошёл к воротам шлюза №1, воды подняли его на 11 метров, он вошёл в канал. Открытие судоходства несколько дней описывали все газеты Советского Союза, не жалея самых высоких эпитетов. Что было оправдано и справедливо. На сталинградской земле был совершён ещё один подвиг – трудовой.



В 90-х годах прошлого века канал переживал, можно сказать, свою смерть. К счастью, оказавшуюся клинической. Он выжил и сегодня чувствует себя уверенно. Дай Бог, не сглазить.

Немного о технических параметрах. Волго-Донской судоходный канал берёт своё начало на Волге в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается на Дону у города Калач-на-Дону.

По характеру и рельефу местности канал делится на три участка: Волжский склон протяжённостью 25 км, водораздел — 21 км и Донской склон — 55 км.

На Волжском склоне 88-метровый подъем до водораздела преодолевается 9-ю шлюзами. Далее канал, прорезая глубокую выемку водораздела, входит в Варваровское водохранилище (водораздельный бьеф). От водораздела по Береславскому и Карповскому водохранилищам 4 шлюзами идёт 44-метровый спуск к Дону.

Из общей протяжённости канала, 45 км проходит по водохранилищам (Варваровское, Береславское и Карповское). Искусственные участки выполнены в основном в полувыемках – полунасыпях. Ширина судоходных каналов по дну 38 м, при навигационном уровне — по зеркалу воды — 80 м. Гарантированная глубина на канале 3,65м. То есть, те самые марк твен (глубина 12 футов), о которых мы читали с детства в книгах великого американца. Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на Волжском склоне до 20 км на Донском склоне.

Питание канала водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трёх каскадно расположенных насосных станций каждая мощностью 45 мЗ/с. Вода подаётся в водораздельный бьеф, откуда самотёком поступает на Волжский и Донской склоны на нужды судоходства и орошения. Всего на Волго-Донском судоходном канале построено 96 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 судоходных шлюзов, 18 судоходных каналов, 3 насосные станции, 23 земляные плотины и дамбы, 2 аварийно-ремонтных заграждения.

Проектная пропускная способность канала 10,5 млн тонн грузов в год при продолжительности навигации 200 суток. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском судоходном канале в последние годы составляет 250 суток. По каналу ежегодно проходят более 7000 судов, грузоподъёмностью до 6 тыс. тонн и перевозится более 12 млн тонн грузов. На весь путь по каналу в зависимости от типа судна затрачивается от 23 до 32 часов. На канале действуют системы оперативной связи, навигационного ограждения судовых ходов.

Опрос от РИАЦ

С 1 сентября 2021 г. стартовала программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи, в рамках которой была выпущена «Пушкинская карта» для покупки билетов в музеи и театры, в том числе, Волгоградской области. На какие местные мероприятия, на Ваш взгляд, стоило бы сходить в первую очередь волгоградской молодежи?

Пройти опрос

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Перекресток цивилизаций: 5 уникальных объектов Светлоярского района Волгоградской области, которые стоит посетить
Перекресток цивилизаций: 5 уникальных объектов Светлоярского района Волгоградской области, которые стоит посетить
Южные Ворота Волгоградской области – Светлоярский район с разных сторон граничит с Волгоградом, Калмыкией и Астраханской областью.
#Геометка 13.09.2021
В Суровикинском районе формируется крупный туристический кластер
В Суровикинском районе формируется крупный туристический кластер
Центром этнотуризма станет конноспортивный клуб имени генерала Бакланова
#Геометка 06.09.2021
Необыкновенные приключения красного моряка в белом Царицыне
Необыкновенные приключения красного моряка в белом Царицыне
Ровно 92 года назад, красное командование привело в действие план по освобождению Царицына от захвативших его белогвардейских частей знаменитого барона Врангеля.
#Геометка 03.09.2021
Краеведческий музей в Котово расскажет о гамазее, овечьих медалях и опере
Краеведческий музей в Котово расскажет о гамазее, овечьих медалях и опере
Котовский музей составит конкуренцию областному краеведческому. И посетить его нужно обязательно.
#Геометка 23.08.2021
Топ новостей
Опрос
Приглашаем принять участие в Фокус-группе! Подробнее
Какие эмоции, чувства вызвала у Вас новость об открытии и освящении воссозданного Александро-Невского собора в Волгограде?
Ссылка на страницу опроса:  kakie-emotsii-chuvstva-vyzvala-u-vas-novost-ob-otkrytii-i-osvyashchenii-vossozdannogo-aleksandro-nev
Опрос Какие эмоции, чувства вызвала у Вас новость об открытии и освящении воссозданного Александро-Невского собора в Волгограде? Пройти опрос
Осень – это открытие нового театрального сезона, запуск множества ярких премьер и театральных спектаклей! Репертуар какого из нижеперечисленных волгоградских театров Вам ближе всего?
Ссылка на страницу опроса:  osen-eto-otkrytie-novogo-teatralnogo-sezona-zapusk-mnozhestva-yarkikh-premer-i-teatralnykh-spektakle
Опрос Осень – это открытие нового театрального сезона, запуск множества ярких премьер и театральных спектаклей! Репертуар какого из нижеперечисленных волгоградских театров Вам ближе всего? Пройти опрос
Мнения
Антон Лукаш
Антон Лукаш

член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга

Сергей Панкратов
Сергей Панкратов

Политолог, зав. кафедрой международных отношений, политологии и регионоведения Волгоградского государственного университета

Антон Лукаш
Антон Лукаш

член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга