В Волгограде обсудили вклад энергетических компаний в инвестиционную привлекательность региона
В начале этой недели на площадке представительства АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) состоялось обсуждение вопросов энергетической сферы, влияющих на инвестиционную привлекательность Волгоградской области.
Мероприятие стало естественным продолжением обсуждения, которое было начато на августовском заседании Совета по улучшению инвестклимата региона. Напомним, тогда возникла жаркая дискуссия, касающаяся сложностей, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям при попытке осуществить технологическое подключение к электроэнергетическим сетям.
В ответ на доклад председателя комитета ЖКХ и ТЭК, где, было сказано, что согласно их статистическим данным, большая часть процедур укладывается в установленные регламентирующими документами временные рамки и, по большому счёту, не требует принятия дополнительных мер по более глубокой отладке сложившийся системы, заместитель председателя Совета и общественный представитель АСИ в Волгоградской области Александр Андреев озвучил результаты «контрольной закупки», которая обнажила ряд серьёзных и глубоких проблем.
Сегодняшнее обсуждение было посвящено конкретизации и анализу информации, полученной в ходе этого эксперимента. Для обмена мнениями в волгоградский офис АСИ приехали представители одной из крупнейших энергетических компаний, занимающихся поставкой электроэнергии в регионе – филиала ПАО «МРСК Юга»-«Волгоградэнерго».
Предыстория «контрольной закупки»
Всемирный банк с 2003 года регулярно подготавливает экономический рейтинг DoingBusiness, оценивающий простоту ведения бизнеса в конкретной стране на основании 10 индикаторов, одним из которых является простота подключения к системе электроснабжения.
Методика, разработанная экспертами Всемирного банка, даёт государствам возможность получить объективную, независимую оценку лёгкости осуществления предпринимательской деятельности, а также выявить имеющиеся проблемы и их причины.
Как следствие, рейтинг DoingBusiness стимулирует реформирование экономических систем стран-участниц в сторону более эффективных моделей, что в конечном итоге позволит постепенно снимать ряд социально важных вопросов и повышать благополучие граждан.
В последнее время политическое руководство России как на уровне президента, так и по линии профильных министерств дало ряд поручений по реформированию сложившихся в нашей стране условий ведения бизнеса, которые, в частности, направлены на улучшение инвестиционного климата регионов и упрощение процедур по запуску новых предприятий.
Прикладываемые государством усилия не прошли даром и уже дали первые результаты. Если сравнить текущий период с 2015 годом по показателю «подключение к электросетям», то России удалось улучшить своё положение вмеждународном рейтинге сразу на 113 позиций: страна поднялась на 30 место.
Касаемо Волгоградской области, на сухом языке статистики ситуация выглядит следующим образом. В 2016 году средний срок технологического подключения к электросетям составлял 113 дней, в 2017 он сократился до 76 дней, а в текущем году и вовсе занимает всего 68 дней.
Значительного прогресса удалось достичь, благодаря усилиям местных сетевых организаций, которые внедрили систему, позволяющую в электронном виде или через МФЦ подавать заявки на технологическое подключение, а также фактически упростили процесс присоединения до трёх основных этапов.
Так, ПАО «МРСК Юга», помимо упомянутых мер, внедряет информационно-интерактивные сервисы: на интернет-ресурсе компании доступна интерактивная карта, позволяющая найти наиболее близкую точку возможного подключения. Кроме того, портал сетевой распределительной организации «считает» мощность и стоимость подключения с помощью онлайн-калькулятора.
- Создание интерактивных карт — это серьёзный шаг вперёд. Ещё недавно ситуация обстояла таким образом, что ты приходишь в сетевую организацию, говоришь, что хочешь подключиться к такой-то ближайшей точке, а тебе отвечают, что ты должен подключаться не отсюда, а совсем в другом месте, которое располагается на значительном удалении, что серьёзно удорожает стоимость проекта. Сегодня такая ситуация с учетом действующего законодательства исключена, - прокомментировал представитель некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Александр Андреев.
Результат впечатляющий, но на практике бизнесменам всё же приходится сталкиваться с серьёзными системными сбоями, которые в полной мере не отражаются в статистических данных. Да, в основе их лежат показатели международного рейтинга DoingBusiness, но при этом они усложняют процесс подключения или подчас и вовсе делают его невозможным.
Именно для выявления такого рода проблем специалисты АСИ и осуществили «контрольную закупку», в рамках которой они протестировали одно из применений положений Постановления Правительства РФ N 861, предусматривающего возможность подключения к электрическим сетям мощностью до 150 кВт дистанционно, с помощью письменного уведомления в адрес сетевой организации, после направления которого в течение 15 дней бизнесмен должен получить готовый договор.
Частный случай
Направив обращение с просьбой о технологическом подключении, предприниматели получили неожиданный ответ: ПАО «МРСК Юга» рекомендовало обратиться в МУПП «Волгоградские межрайонные электрические сети», которое впоследствии вновь переадресовало просьбу о подключении в межрегиональную распределительную сетевую компанию. Согласование заняло больше месяца, но ни к какому результату так и не привело.
Как пояснил начальник управления технологического присоединения волгоградского филиала ПАО «МРСК Юга» Тарас Шевченко, условия «контрольной закупки» не вполне соответствуют параметрам, предусмотренным рейтингом DoingBusiness, в частности, производственные площади, которые в ходе эксперимента пытались подключить к электроэнергетическим сетям, не соответствовали принятым значениям иктому же они фактически уже были подключены к существующим поблизости сетевым коммуникациям.
- Данный случай является частным и не отражает практику региона. Наша сетевая организация рассматривала заявку в соответствии с теми параметрами, которые в данном случае заложил тайный покупатель. Он указал в заявлении новое технологическое присоединение, но, как было выявлено в процессе нашего выезда, указанная в заявлении площадь находится на территории бывшего завода и уже присоединена к внутренним сетям электроснабжения, - подчеркнул Тарас Шевченко.
Подводные камни
Однако, несмотря на всё сказанное, «контрольная закупка» продемонстрировала существующие коллизии и неурядицы, которые неминуемо отражаются на инвестиционной привлекательности региона.
Как выяснилось, если предприниматель не хочет или в силу технологических особенностей процесса производства не может работать с локальной электрической сетью, которая, к примеру, находится в руках юридического лица, на чьей территории арендуется помещение, и предпримет попытку обратиться в региональную сетевую компанию, он, вероятнее всего, получит отказ в присоединении, т.к. в существующем законодательстве закреплён принцип однократного подключения.
- Получается парадокс: наши бизнесмены фактически попадают в энергетическое рабство, становясь заложниками изношенных линий, но при этом существующая нормативная база толкает их на самоуправство, ведь, условно говоря, предпринимателям достаточно обрубить топором идущий к их помещению высоковольтный кабель - тогда сетевая организация уже не сможет ответить отказом, - отметил Александр Андреев.
Помимо этого, по мнению общественника, весьма остро в Волгоградской области стоит проблема ориентирования предпринимателей в огромном множестве сетевых организаций. Сейчас в регионе, кроме бесчисленного количества юридических лиц, владеющих локальными сетями, существует 4 крупных и порядка 16 более мелких организаций, занимающихся поставкой электроэнергии.
Выходит, прежде, чем направить заявку на подключение, бизнесмену необходимо вступить в переписку с двумя десятками организаций, чтобы элементарно выяснить, в ведении какого сетевика находится близлежащая высоковольтная линяя.
По словам начальника управления технологического присоединения волгоградского филиала ПАО «МРСК Юга», существует способ несколько ускорить этот предварительный этап: законодательно, в Постановлении Правительства № 861, определён порядок, который помогает избежать обращения в двадцать компаний. Заявитель имеет право написать запрос в орган местного самоуправления, который обязан предоставить в течение 15 дней ответ, содержащий информацию о принадлежности указанных в запросе объектов электросетевого хозяйства.
Такой работой должен заниматься комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области, однако на данный момент она организована не на должном уровне, а предпринимательское сообщество крайне слабо проинформировано об этом инструменте.
Более фундаментальный характер носит проблема юридических лиц, владеющих местными (в рамках определённой небольшой территории) сетями электроснабжения.
- От нашей подстанции идут кабельные линии, которые мы видим, знаем их ресурс, но дальше располагается следующее звено в виде некой локальной сети, принадлежащей какой-то частной организации. Эта организация может менять собственника, раздрабливаться, и, соответственно, за некий временной интервал происходят определённые видоизменения электросети, о которых нам, как правило, ничего неизвестно. Но предприниматели обращаются не к этому юридическому лицу, а к региональной сетевой компании. И мы вынуждены тратить дополнительное время и выезжать на место, чтобы попытаться выяснить фактическое положение вещей, - пояснил начальник управления технологического присоединения волгоградского филиала «МРСК Юга».
Ещё одна сложность, с которой приходится сталкиваться сетевикам, - это излишняя забюрократизированность различных согласований при проектировании и строительстве новых электросетевых объектов.
- К примеру, приходит наш проектировщик с подготовленным техническим заданием в архитектуру и просит согласовать предварительное размещение трассы. В ответ на своё обращение он получает перечень из сорока организаций, которых мы должны самостоятельно обойти и получить от них письменное согласие на размещение нашего линейного объекта. Естественно, эта процедура значительно увеличивает сроки согласования и непосредственно строительства электрических сетей.
Конструктивный подход
В завершение обсуждения был сформулирован ряд предложений для регионального руководства, которые они бы хотели вынести на обсуждение местного бизнес сообщества:
1) Используя возможности проектного управления, организовать на базе областного комитета ЖКХ и ТЭК процедуру сопровождения предпринимателей по принципу «одного окна» на всех этапах подключения к сетевым коммуникациям.
2) Рассмотреть возможность передачи части согласовательных процедур с уровня сетевых распределительных компаний на площадку аппарата «одного окна» или на уровень некой государственной структуры, которая взялабы на себя медиаторскую функцию.
3) Рассмотреть возможность внесения в нормативную базу изменений, которые позволили бы осуществлять сетевым компаниям ряд формальных согласовательных процедур с множеством юридических лиц в уведомительной форме.
4) Рассмотреть возможность выхода с инициативой о внесении изменений в федеральные нормативные акты, которые бы уточняли критерии отказа в новом технологическом подключении в случае, если формально объект уже подключён к электрокоммуникациям.
5) Рассмотреть возможность внесения в законодательство механизма делегирования права владельцам электросетевых объектов, ранее присоединенным надлежащим образом к электрическим сетям сетевой организации, осуществлять деятельность по технологическому присоединению при подключении субабонентов к своим электрическим сетям.
6) Интенсифицировать работу по созданию производственных кластеров с централизованной сетевой инфраструктурой.
Вас заинтересует: