92402/

Эротические тайны царицынской гимназии

#Геометка 25 июня 2018, 06:58 Владимир Апаликов / Геометка
В красоте должна быть тайна. Тогда она притягивает по-настоящему. И не отпускает, заставляя вспоминать и возвращаться к ней через годы и пространства.

А теперь – чечётка

Как говорится в одной комедии, а теперь – чечётка. С высот общих философствований обрушиваемся на конкретный объект. А именно: на здание нынешнего Казачьего театра по улице Рабоче-Крестьянской в Ворошиловском районе Волгограда. 



Красиво ли оно?

Бесспорно.

Таинственно?

Ещё как!

Здание построено в 1862 году известным царицынским купцом Александром Шлыковым для общественных нужд. Скорее всего, купец предполагал в нём что-нибудь увеселительное. Вывод проистекает из сохранившегося и реконструированного оформления. Этот архитектурный стиль – «модерн» – был чрезвычайно популярен в России второй половины 19 века. Нынешний Ворошиловский район в те времена представлял собой гигантскую рыночную территорию, на которой царствовали торговые воротилы, в том числе, и крупных масштабов. То есть, люди, много путешествовавшие и много видевшие. А потому весь Зацарицынский форштадт (так именовался район) застраивался моднющими модерновыми резиденциями, часть из которых сохранилась и поныне. И, между прочим, очень здорово смотрится.

Архитектурный «оливье»

Суть данного стиля заключается в смешении разных стилей, но с упором на типа античность. Этакий архитектурный салат «оливье», в котором основу составляют классические формы, а в роли майонеза выступают всякие причудливые причиндалы: колонны, увитые гирляндами, антаблементы со своими архитравами, фризами и карнизами и ещё многое-многое другое.

Всё это в избытке имеется и на нашем здании. И сразу берёт наблюдателя в полон. Не отойти уже, не оторваться. Смотришь, наслаждаешься, поминутно открывая что-то новое. Ничего не поделаешь – настоящая живая красота.

Теперь – о тайнах.

Заинтересованное внимание зрителей привлекают изображения лиц, идущие по всему периметру здания. Особенно притягивают лики девушки с распущенными волосами и странным, каким-то потусторонним взглядом. Их насчитывается 27. Они чередуются с 19 изображениями бородатого старца, строго рассматривающего прохожих.



Вот к чему бы это? Кто они: старец и печальная девушка?

А у акынов песни длинные

Давно замечено: если невозможно найти к тайне разгадку, её следует придумать. И в нашем случае появилась на свет волнующая история, истоки которой отыскать не удалось.

Утверждается, что длиннобородый – это Посейдон, бог моря, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. А девушка – его жертва. Тут прилагается легенда, рассказываемая обычно на манер акынов, нараспев. Попробуем и мы.

Итак. Была у купца Шлыкова, богатея тутошнего, дочь – красавица писаная. Взрастала на вольных царицынских просторах к радости отца с матерью. Вошла в самую пору, цвела и являлась в мечтах не одному царицынцу пубертатному. Да не уберегли родители – потонула дева в Волге, сгинула жизнь молодая. Безутешный отец навеки запечатлел её память в изваяниях скульптурных.

Не в таком точно виде, но легенда получила широкое распространение. Толкуют о ней и сейчас. В Казачьем театре, говорят, по ночам в коридорах появляется девица в длинном белом платье. Привидение утопленницы неслышно проходит сквозь стены, до полусмерти пугая уборщиц.

Нимфу ещё не поймали

Послушаешь такое, закручинишься, снова пойдёшь к красивому зданию, полелеять печаль. И тут начинают возникать вопросы. Коли это Посейдон, почему голова его осеняется листьями аканта? Стилизованное изображение этого южного растения давно и прочно облюбовали художники для орнамента. Но, согласитесь, листья земного растения никак не пристали облику морского божества. 



И к чему тут главное изображение, в котором причудливым образом соединились ангелочки (у одного, увы, нет головы), пчела, огонь, лира и ещё один лик взрослой женщины? Опять же, все эти составляющие никоим образом не соотносятся с образом Посейдона. 



Женщина – это скорее всего, Эрато – муза чувственной, даже эротической поэзии, она всегда изображалась с лирой. Огонь и пчелу также можно отнести к символам вдохновения и чувственного наслаждения жизнью. Но тогда справедливо допустить, что два ангелочка по бокам – и не ангелочки вовсе, а купидончики, вестники любви. Тем более что ангелочков в античной мифологии не наблюдалось. Зато Купидон (по-гречески Эрот) играл в ней огромную роль как олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Отсюда следует вывод, что бородач также должен принадлежать к эротической сфере. И такой персонаж имеется. Пан – бог плодородия и дикой природы, воплощение безудержного наслаждения жизнью. Тут и листья к месту, и лира, и пчела, и огонь, и эротика, поскольку главным занятием весёлого божества было преследование нимф и дальнейшее их исследование. А потому и девушка на фронтоне, скорее всего, и есть та самая нимфа, в данном случае – немного испуганная, поскольку ещё не поймана бородатым сладострастником.

Э-э-э, возможно, скажет кто-то из просвещённых читателей, а ведь тут врёт рассказчик, у Пана всегда рога были на изображениях. И будет прав читатель. Но вы приглядитесь внимательней к портрету: есть тут рога, есть – вон как завиваются. Стилизовал их художник, чтобы, не дай Бог, не приняли за кого похуже, из тьмы.

Я беру тебя в аллее…

Таким образом, можно утверждать, что всё оформление нашего здания является восторженным гимном полноте жизни в самых откровенных её проявлениях. Шлыков, конечно же, не догадывался, под какие цели приспособят его творение, иначе прилабунил бы на фасад что-нибудь более целомудренное.



В 1910 году здесь открылась 4-я женская гимназия на 8 классов, где учились более 200 царицынских девочек. Как, должно быть, хихикали в кулачок образованные гимназисточки, с горящими личиками расшифровывая послания архитектора, оставшегося, увы, неизвестным нам. Как, румяные от впечатлений, затеплив вечерами свечку, переписывали в свои альбомы дрожащими пальчиками слишком смелые стихи какого-нибудь Игоря Северянина:

Я люблю тебя нежнее белой лилии,
Я пою тебя волшебней сказок фей.
Я беру тебя в аллее весь — воскрылие,
В поэтическом молебне чародей.



Конечно же, всё это – не более, чем версия. К тому же, не вполне серьёзная. Лики по стенам были непременной принадлежностью архитектурного стиля «модерн». Так называемые «маскароны», служившие украшением и как бы оберегом дома от всяческих невзгод.

Маскарон башка попадёт

Что до легенды, то, как выяснили наши дотошные краеведы, у купца Шлыкова действительно было две дочери, но, слава Богу, никто из них не тонул, обе скончались на земле. Правда, утонул сын, тело которого так и не нашли. Однако лики на здании, к этой трагедии явно не имеют отношения.

Кто же тогда пугает уборщиц в подвалах Казачьего театра? Ну, это просто смешно и даже чуточку стыдно: в 21 веке верить в какие-то потусторонние явления. Всякий, кто имеет отношение к театральному делу, знает, что в театрах искони живут привидения, у каждого – своё. Об одном сам сэр Уэббер написал свой известный мюзикл «Призрак оперы». Знаменитую арию из него всё тужится исполнить наш Басков. Получается плохо, но тужится – хорошо.

Великолепное наше здание сегодня находится далеко не в великолепном состоянии. Обтянуто сеткой по всему периметру для защиты от падающих элементов. Так и просится объявление с несколько изменённой цитатой из известного фильма: «Ты сюда не ходи – маскарон башка попадёт». Более полутора столетия служит старое здание людям, городу. После гимназии были здесь аудитории педагогического института. В войну – сражались наши воины, о чём свидетельствуют две (зачем-то) одинаковые мемориальные доски. После войны открылся прекрасный кинотеатр «Гвардеец», но само здание было урезано – надо было расширить Рабоче-Крестьянскую улицу. С 1996 года здесь располагается Казачий театр.



Богатая, насыщенная событиями, биография. И, если не принять кардинальных мер, то очень скоро она может бесславно и неблагодарно завершиться.

Где наши сегодняшние Шлыковы? Где казаки, в конце концов?! Ау-у-у, помогите, придите на помощь своей истории!

Молчат…

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Лутки, неясыти и ушастые совы: на острове Сарпинский появились редкие птицы
Лутки, неясыти и ушастые совы: на острове Сарпинский появились редкие птицы
На Сарпинском, в самом разгаре осенняя миграция птиц. Куда они летят и откуда, какие виды пернатых являются лишь временными гостями, а какие обитают на самом большом речном острове в европейской части планеты постоянно?
#Геометка 23.10.2023
В Волгоградской области батюшка спасает древнюю Знаменскую церковь в умирающей станице
В Волгоградской области батюшка спасает древнюю Знаменскую церковь в умирающей станице
Храм хотели столкнуть бульдозером в Хопер, но люди спасли его. Сначала от уничтожения, а потом от забвения.
#Геометка 28.07.2023
Как гиблое место стало самым уютным уголком станицы Алексеевской
Как гиблое место стало самым уютным уголком станицы Алексеевской
У алексеевцев получилось не только сделать центр своей станицы уютным, но и наполнить его смыслом.
#Геометка 07.07.2023
«Цимлянские пески»: где в Волгоградской области найти море, мустангов и орхидеи
«Цимлянские пески»: где в Волгоградской области найти море, мустангов и орхидеи
Природный парк «Цимлянские пески» отмечает свое 20-летие со дня основания
#Геометка 30.06.2023
Под Волгоградом найдена могильная плита отца бессменного предводителя Царицынского дворянства
Под Волгоградом найдена могильная плита отца бессменного предводителя Царицынского дворянства
В селе Солодча Ольховского района обнаружен удивительный артефакт - расколотый пополам мраморный памятник.
#Геометка 31.05.2023
Топ новостей
Опрос