187432/

Музыкальные инструменты семьи Пушкина: как самородок из глубинки создал в Волгограде уникальный музей

#Геометка 18 ноября 2024, 08:30 Звонова Светлана / Геометка
Фото: Александр Куликов/РИАЦ.

В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Евгения Николаевича Пушкина — нашего выдающегося земляка, который основал уникальный музей музыкальных инструментов в Волгограде. Небольшой домик в Кировском районе города-героя стал настоящей сокровищницей для любителей музыки и истории, сохранившей множество редких экспонатов, которые рассказывают о богатом наследии музыкального искусства.

 

Сегодня часть старинных музыкальных инструментов представлена в экспозиции Волгоградского областного краеведческого музея, основные реликвии хранятся в запасниках, а около 200 экспонатов находятся в частной коллекции семьи Пушкина. Хранительницей этих несметных музыкальных богатств является внучка основателя музея — Людмила Кравченко, которая продолжает дело деда, передавая его любовь к музыке и искусству новым поколениям.

 

Интересно, что сам Евгений Николаевич не имел формального музыкального образования, но музыка словно была у него в крови. Он обладал удивительным даром — легко подбирал мелодии на слух, мастерски собирал из отдельных деталей и ремонтировал старинные музыкальные инструменты, названий которых порой даже не знал.


Самородок из глубинки, который придумал свою музыкальную грамоту


-Мой дедушка Пушкин Евгений Николаевич, родился 1 марта по старому стилю, а по нынешнему — 20 марта 1904 года, в Саратовской губернии, недалеко от города Балашов в селе Родничок. В семье было пятеро детей, дед был вторым, - начала рассказ Людмила Владиславовна. - Способности к музыке у Евгения Николаевича в семье заметили, когда ему было лет семь – в гости приехал дядя и привёз гармошку. Буквально за несколько часов мой дед научился на ней играть. Дядя гармошку ему подарил, а в семье интерес сына к музыке поддержали. Вскоре в доме появилась балалайка, домбра, а чуть позже – гитара. А в 14 лет дед пошел трудиться разнорабочим на железной дороге и услышал, как звучит ансамбль струнных инструментов. На него это произвело такое неизгладимое впечатление! Он договорился с музыкантами, снял мерки с инструментов, и у себя в селе начал сам их делать.


По воспоминаниям, это был приблизительно 1918 год – вокруг разруха после Гражданской войны, становление нового государства, а в небольшом селе звучат музыкальные инструменты. Мало того, что сельский юноша понял, как их мастерить, он сам научился на всех них играть, да ещё и друзей своих увлек.


- Нот он не знал совсем, у него не было музыкального образования. Но для своих друзей Евгений Николаевич сам придумал музыкальную грамоту – как бы пронумеровав номер струны и номер лада, чтобы было понятно, что за чем нажимать, - продолжила рассказ внучка самородка. - Позже мы узнали, что такую же грамоту придумал Моцарт за много веков до этого. Но Евгений Николаевич не знал об этом. Для своих друзей он использовал что-то подобное. И ребята играли очень неплохо и даже ездили с выступлениями по соседним сёлам.


Первую коллекцию музыкальных инструментов Пушкин собрал уже в Сталинграде, куда его семья переехала в 1934 году. Здесь самородок-музыкант выучился на бухгалтера и работал по профессии на заводе «Красный Октябрь». Сам Евгений Николаевич говорил про себя так:

«Я по профессии бухгалтер, а музыка – это моё хобби». Но это увлечение было, пожалуй, главным в его жизни.



Легенда о скрипке Страдивари


Перед началом великой Отечественной войны коллекция Пушкина насчитывала уже порядка 30 музыкальных инструментов. Супруга Евгения Николаевича, Евдокия Устиновна, во всем помогала и поддерживала своего мужа.


-Она играла на гитаре. Их двое детей тоже любили музыку — мой папа Владислав Евгеньевич играл на балалайке, его сестра Валентина Евгеньевна - на домбре. Дедушка играл вообще на всех инструментах, - продолжает внучка Пушкина. - Так они создали свой семейный ансамбль, который приходили послушать знакомые и незнакомые люди. Была мирная жизнь... Но в 1941 году началась война, и в августе 41-го Евгений Николаевич ушел на фронт. У нас в семье есть книга, она называется «Солдаты Победы», где на одной из страниц упоминается имя моего деда. Он воевал в Севастополе, попал в плен, был в концлагере. Освободили его уже в апреле 1945 года, и он дослуживал в дивизии тяжёлой артиллерии. Вернулся домой он только в декабре 45-го.


Пока супруг воевал, Евдокия Устиновна с двумя детьми оставалась в Сталинграде. Семья жила в маленьком доме неподалеку от Мамаева Кургана (сейчас это ул. 39-я Гвардейская), где и хранилась их частная коллекция. В конце октября 1942 года, когда стало совсем тяжело, они выбрались из горящего города, а музыкальные инструменты спрятали в близлежащем бомбоубежище. Но случилось страшное — в период огненных боёв в укрытие попал снаряд, и спасти ничего не удалось. Среди утраченных реликвий был особенно ценный артефакт — скрипка 1711 года.


- По словам Евгения Николаевича, это была скрипка Страдивари. Он очень переживал о случившемся и больше об этой коллекции не хотел говорить. Наверное, это было слишком больно и страшно для него, - признается Людмила Владиславовна. - Так история о скрипке Страдивари с просто космическим звучанием стала нашей семейной легендой. А из довоенной коллекции бабушка смогла спасти только уникальный итальянский баян, невероятно красивый внешне, совершенно необычной конструкции. Он стал одним из первых музыкальных инструментов, который семье удалось приобрести для коллекции. У обычных баянов басовая партия расположена на корпусе впереди, чтоб играть четырьмя пальцами, а у этого инструмента басовая партия расположена на крышке, и поэтому техника игры уже изменяется. Играть получается пятью пальцами, и это дает больше возможностей музыканту. Сам инструмент был сделан в городе Кремона, а выкупить его удалось в 1924 году у водителя, который привёз его из Италии. Уже тогда он был не новый. Но, тем не менее, он сохранился до сегодняшнего дня.


Невероятно, но музыка помогла фронтовику Пушкину восстановиться от ран после войны. По рассказам домочадцев, Евдокия Устиновна долгое время выхаживала супруга. А когда он сам смог приподниматься с печи, первое что попросил — это дать ему баян. И с этого дня пошел на поправку.



Возрождение коллекции


-Уже после войны возрождение коллекции началось здесь, в Кировском районе, - вспоминает хранительница. - Евгений Николаевич работал сначала на комбинате мастером по ремонту музыкальных инструментов, а потом очень много лет он трудился музработником в детских садах и школах Кировского района. И, кроме этого, и подрабатывал бухгалтером. Также у деда был великолепный цветник, потому что кроме музыки он увлекался разведением георгинов. У него было около 400 сортов, и летом его экскурсии начиналась именно с осмотра цветника.


Отдельное помещение в доме занимала мастерская, где Евгений Николаевич восстанавливал старинные музыкальные инструменты. В ней было множество различных щипчиков, пинцетов, молоточков и отверток. Это была святая святых, куда не разрешалось заходить никому. Но свой опыт мастер все же передал сыну.




-Папа ремонтировал все инструменты, конечно. Но музыка для всех нас так же осталась хобби, - говорит Людмила Владиславовна. - Мой отец Владислав Евгеньевич 30 лет проработал преподавателем в Волгоградском техническом колледже, вел предмет по эксплуатации машин трактового парка. А в моем детстве уже была музыкальная школа и игра на фортепиано. И дедушка увлеченно следил за всеми моими успехами. Но примерно в 8 классе я твердо решила, что стану преподавателем математики. И все получилось, сейчас я являюсь доцентом кафедры математических и естественных научных дисциплин. Но музыка стала лейтмотивом всей нашей жизни.


По воспоминаниям домочадцев, экскурсии здесь были захватывающими. Евгений Николаевич мог часами рассказывать о композиторах, музыке и жанрах. Чтобы беседа увлекала посетителей, он следил за всеми выпусками телепередачи «Песня года», подбирал мелодию самой на тот момент популярной композиции, и исполнял ее на самых разных инструментах, чтобы продемонстрировать посетителям богатство и разнообразие мира музыки.


А гости делились своим восторгом от услышанного в книгах отзывов, порой на одно послание приходилось несколько страниц. Нередко люди делились своими впечатлениями в почтовых письмах. Их семье приходило множество со всей страны.



Меценатство


Когда Евгению Николаевичу в силу возраста стало тяжело проводить экскурсии, его сын Владислав оставил свою педагогическую деятельность и продолжил семейное дело уже вместе со своей супругой. Вместе они занимались музеем более 30 лет. В 1986 году коллекция уже насчитывала несколько сотен экспонатов. Сегодня её основу составляют баяны и аккордеоны, но много есть и экзотических музыкальных инструментов: африканские касо, индонезийский тек-тек, многоствольная флейта, широко известная в Европе как флейта Пана, валиха из Мадагаскара, бандура, маракасы, русские народные трещетки и еще множество уникальных инструментов.


Увлеченного музыканта и мецената Евгения Николаевича Пушкина не стало 2 ноября 1989 года. Но его дело продолжают наследники — они показывают свою частную коллекцию музыкальных инструментов всем желающим. «Для меня важно, чтобы память о моём деде жила. Чтоб его имя продолжало звучать», - резюмировала хранительница музея.


Знакомство с редкими экспонатами музыкальных инструментов из частной коллекции проводится по адресу: Волгоград, ул.Быстрова, 257. Уточнить любую информацию можно по телефонам: +79195482085, +79177240019.


Обсуждение:

Вас заинтересует:
В Волгограде обнаружен сказочный дворик
В Волгограде обнаружен сказочный дворик
Дворик находится у дома на улице Удмуртская, 71, который был построен 27 лет назад.
#Геометка 27.11.2024
Комсомольский садик: белые панамки и всё, всё, всё…
Комсомольский садик: белые панамки и всё, всё, всё…
Да, это не лондонский Гайд парк. И даже не пекинский парк Бейхай.
#Геометка 18.11.2024
Яркие фрагменты истории СССР: о чем рассказывают мозаики Центрального рынка Волгограда
Яркие фрагменты истории СССР: о чем рассказывают мозаики Центрального рынка Волгограда

В сердце Волгограда, в здании Центрального рынка, расположены два мозаичных панно, созданных талантливым и знаменитым художником и монументалистом Михаилом Пыштой в 1973 году: «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Эти произведения искусства не просто были украшением торгового зала, но стали символами трудолюбия и гостеприимства, олицетворяя дух своего времени.

#Геометка 14.11.2024
Что стало с волгоградской фабрикой-кухней, некогда кормившей весь Тракторозаводской район
Что стало с волгоградской фабрикой-кухней, некогда кормившей весь Тракторозаводской район
Рассказываем об истории огромной фабрики-кухни на улице им. Дзержинского, ставшей впоследствии креативным лофт-пространством и архитектурным памятником на севере Волгограда
#Геометка 12.11.2024
Эта странная Мокрая Мечётка. Не хочется умирать
Эта странная Мокрая Мечётка. Не хочется умирать
Мокрая Мечётка… Не правда ли странное название для реки?
#Геометка 11.11.2024
Что скрывает волгоградская школа искусств с Царицынской эпохи: тайны памятника архитектуры
Что скрывает волгоградская школа искусств с Царицынской эпохи: тайны памятника архитектуры
Это жемчужина поздней царицынской архитектуры, которая хранит в своих стенах отголоски прошлого, напоминая о времени, когда Царицын был еще полон надеж
#Геометка 08.11.2024
Топ новостей
Опрос