Какой житель Волгоградской области не любит раков? Особенно красных, да с укропом! Зоозащитники этих краснокнижных, конечно же, предпочтут зеленовато-бурых, то есть живых. И мало кто подумает о синих. Однако именно в таких и влюбилась чета Пустовых из Дубовки, решив создать ферму по разведению австралийских красноклешневых членистоногих, имеющих окрас от нежно-голубого до индиго.
Первым «загорелся» идеей разведения необычных для нашего региона животных глава семейства. Началось все с аквариума, где поселились первые «малыши» - крохотные самец и две самочки, а сейчас обитают тилапии и креветка Розенберга.
- Вася, Маня, Дусечка. Мы наблюдали, как они растут. Очень интересно было узнавать что-то новое, даже в Астрахань поехали, где познакомились с ребятами, которые занимаются этой темой. Семья подхватила, дети с энтузиазмом реагировали: «Мама, это интересно!» Куда бы ни приезжали, просили: «Давай возьмем!». Эти тиляпушки были сантиметра два, выросли, - рассказала супруга Галина.
К первым трем ракам привезли еще три «воронежские» семьи «австралийцев».
- От друга узнал, что есть такие фермы и что они прибыльные. Поговорили с ним, что период выхода на товарный вид – 8-9 месяцев. На счётах это показалось шикарным. Поехали в Воронеж, нашли там ферму по разведению австралийских красноклешневых раков. Хозяин, у которого есть свой блог, показал нам все и рассказал. Взяли у него три семьи. Каждая по полторы тысячи. Это один самец и две самочки. Посмотрел у него, как все работает. Пообщался со знатоками в Астрахани. Перевернул интернет, но там ничего хорошего не найти. Читал книгу по раководству 1976 года. Много дал знаний профессор из Астрахани, который занимается этим вопросом и помогал организовать разведение раков в нашей сельхозакадемии. Он уделил мне целый выходной. С преподавателями нашей сельхозакадемии часами консультировался, - поделился Руслан Пустовой.
Не испугали будущего предпринимателя ни чужие ошибки, ни риски собственных, ни стоимость оборудования.
- Я был на ферме под Волгоградом, где начинали разводить раков, а потом осетров. Большой ангар там сейчас стоит. Миллионы вложили: оборудование дорогостоящее. Нужны были руки еще. Но бизнес загнулся. Спросил почему. Ответили: «Энергозатратно, невыгодно». Я их понимаю. Правильно, чтобы вырастить осетра, нужно 12 лет. За это время может и вода испортиться. И мы решили включить инженерную мысль, - вспоминает Руслан.
Будучи кандидатом технических наук, Пустовой год назад за две недели из подручных материалов собрал с десяток ванн, в которых сейчас набирают вес и размножаются тысячи синих раков.
- Взяли обычные доски, поликарбонат свернули, смонтировали пластиковые канализационные трубы, мешок для стирки белья – так называемый памперс, куда собираются остатки пищи с загрязнениями. И даже обычные колготки использовали. Губки являются не только фильтрующим элементом, но и биозагрузкой: здесь полезные бактерии, которые уничтожают нитриты и нитраты. Все стерилизует ультафиолетовая лампа. Система не требует подпитки: здесь создан своей микроклимат, идет самоочищение. Единственное, что я делаю – раз в месяц произвожу обмен воды, чтобы ее освежить, - подробно описывает всю технологию ее разработчик, признаваясь, что готов передавать свой опыт любому желающему.
Эта открытость и навела дубовчанина на мысль приглашать всех, кому захочется увидеть синих раков и даже взять парочку на «воспитание»: его проект стал частью другого, туристического, который называется «Гости в Дубовке».
- Когда сделали, собрали все, захотелось похвалиться, чтобы кто-то оценил работу. Начали приглашать друзей и знакомых. После того, как увидел, что они застревали здесь на час и на два, а потом выходили в восторге, предложил супруге делиться знаниями со всеми людьми. И сейчас люди приходят, удивляются, берут с собой раков, но не для того, чтобы съесть, а для аквариума, - рассказал Руслан Пустовой.
Владелец пока небольшой домашней фермы всегда может посоветовать начинающим разводить раков, чем кормить заморских членистоногих, какую температуру воды для них поддерживать, где искать бактерицидную лампу, как бороться с каннибализмом, если решили взять двух особей этого вида, и что сделать, чтобы питомец «посинел».
- Австралийский красноклешневой рак ест всё. В основной рацион мы включили дубовый лист и осетровый корм. Дубовый лист они, как козочки, объедают: нравятся им листья, как деликатес идет. Осетровый корм заказываем в Санкт-Петербурге. Импортный, потому что, к сожалению, у нас контроля за данным видом кормов нет, и можно влететь, а за рубежом он по нормам производится. При плюс 15 градусов эти раки начинают погибать. Авария какая на сетях, тоже проблема. Нам так однажды пришлось закупить дополнительно насосы. Цвет рака зависит от многих факторов: от освещения, от породы, от того, где находится, даже от того, какого цвета поликарбонат, потому что у нас он белый – раки синие, а в Воронеже поликарбонат желтый – раки почти белые. Когда отпускали в пруды, там дно илистое, он был синим, а когда забирали стал почти чёрным - тёмно-синим, - не устает делиться Руслан Пустовой.
Свой опыт он может передавать не только любителям, но и будущим профессионалам, например, студентам Дубовского зооветеринарного колледжа.
- Там открывается факультет по раководству и создается раковая ферма. Просят прийти преподавать, но пока не готов, много дел, - признается бывший военный.
Пока серьезным бизнесом разведение раков в Дубовке назвать сложно. Семья энтузиастов признается, что даже несколько тысяч взрослых и месячных особей - это еще дело для души. Но планы у главы будущего большого хозяйства серьезные. В них значатся обустройство новых площадей, оформление документов, поиск рынка сбыта. На своем приусадебном участке Руслан уже возвел дом, где устанавливает емкости не только для раков, но и для креветок.
- Креветка Ротенберга вырастает до 100 граммов, но с ней тяжело проводить размножение, потому что она должна быть в соленой воде. Пробовали раза три, но не получилось. Почитаю литературу, поеду, найду, куплю ещё самочек, самец у меня остался. Профессор мне говорил, что раки могут принести 30% прибыли, но если не заниматься рыбками и водорослями, то можно прогореть. И я его понимаю. Пока на съедение моих раков никто не брал, но я уже возил на пробу в один ресторан в Волгограде, там сказали, что по вкусу они похожи на лобстеров. На Дальнем Востоке такие раки стоят в два раза дороже, чем местные крабы. Нужны документы, регистрация в «Меркурии», - говорит хозяин фермы.
Уверены, что у будущего предпринимателя все получится, потому что у него уже есть огромный опыт, большое желание трудиться над своей идеей и не менее сильная поддержка семьи.
- Пока конкурентов в своём так называемом бизнесе я не вижу, потому что это очень энергозатратный труд и очень много надо знать. Человек все время, пока живёт, должен познавать новое и к нему стремиться методом проб и ошибок. Только когда ищешь, думаешь, ты развиваешься, - считает сам Руслан Пустовой.