Хранители степей и меловых вершин
История донцов – так называют донских казаков – насчитывает не одну сотню лет. Первые задокументированные упоминания этого вольнолюбивого сословия относятся к XVI веку. 28 августа 1671 года донские казаки принесли присягу русскому царю Алексею Михайловичу, что ознаменовало наступление новой эпохи и ускорило развитие местных поселений. Так, спустя всего три десятилетия в бассейне Дона были основаны две русские крепости — Петровск на реке Медведица и Павловск на Хопре.
Время шло, менялись правители, многократно реформировалась структура казачества, но одно оставалось всё так же неизменно – тысячи хуторов и станиц продолжали расти, развиваться и расцветать. К 1913 году численность донского казачество перевалила за 1,5 млн человек.
Белая метка и пламень Гражданской войны
В 1918-1920 годы, в самый разгар Гражданской войны, на территории Войска Донского образовался один из центров Белого движения, вскоре после чего казаки объявили о создании собственного независимого государства, территория которого простиралась от Саратовской губернии на севере до Азова на юге.
Пламень Гражданской войны захлестнул донские степи. Завязались сотни кровопролитных боёв за стратегические высоты и населённые пункты. Тысячи погибших казаков, и всё же неминуемый исход – триумф «красных». После победы новая власть запустила процесс жестокого расказачивания, цель которого – уничтожение неугодной культуры. Многие донцы эмигрировали в эти годы заграницу, а те, кто остался, вынуждены были адаптироваться к новой действительности. Вдобавок к сильнейшему удару, который нанесли по казачеству Гражданская война и красный террор, в 1932-1933 годах на обескровленные хутора и станицы обрушился ещё и сильнейший голод.
Несмотря на все напасти, казачий дух так и не был полностью сломлен: по официальным данным, в 2002 году в России насчитывалось 140 тысяч человек, относящих себя к этому особому воинскому сословию, 28 тысяч из них проживают в Волгоградской области.
Люди уцелели, однако по казачьей культуре, быту и обычаям был нанесён колоссальный удар. То, что не было уничтожено в пылу Гражданской войны и расказачивания, постепенно «выдавливалось» временем и урбанизацией: молодёжь из небольших станиц и хуторов вынуждена была уезжать в крупные города и посёлки, постепенно отдаляясь от старых казачьих традиций.
Казачий дух и свидетельства былого могущества
Таким образом, до наших дней казачий быт и архитектура в чистом, исконном виде практически не дошли. Остались лишь небольшие уголки былого казачества, которые сейчас существуют благодаря энтузиазму местных жителей и вниманию краеведов.
В Волгоградской области один из немногих образцов казачьего быта находится под Иловлей. Здесь, на 75-м километре трассы «Волгоград-Москва», в небольшом лесочке, слегка поодаль от автомагистрали, был создан музей казачьего быта, где практически в первозданном состоянии воспроизведена, а точнее сказать, собрана по крупицам и перенесено из окрестных населённых пунктов казачье подворье 19 века.
«Казачий курень» или «Иловлинский музей казачьего быта», как он официально значится на всех картах, был основан в 1982 году. На территории учреждения располагаются дом (курень), летняя кухня, гончарная мастерская, конюшня, амбар, курятник, а также несколько мелких хозяйственных построек.
Территория подворья огорожена невысоким аутентичным забором из песчаника, скреплённого глиняным раствором. Ещё на дальних подходах туристов встречают возвышающиеся над музеем флаги России и Всевеликого Войска Донского.
Экскурсия начинается с куреня. Это здание имеет свою уникальную историю, в отличие от подобных построек в других музеях казачьего быта, оно не воссоздано современниками. Это настоящий дом, который в конце 19 – начале 20 веков был построен казаками в станице Трёхостровская Иловлинского района Волгоградской области и впоследствии перевезён на территорию музея.
Конструкция куреня рассчитана на строптивый характер погоды: строители учитывали природные особенности местности. Именно поэтому основание дома возводилось из каменной породы и возвышалось 1-1,5 метра над поверхностью земли, что гарантировано защищало постройку от весеннего половодья. Сама хата была деревянной и состояла из нескольких помещений.
Основная комната – горница. С этим пространством тесно связаны основные вехи жизни казаков: именно здесь встречали самых дорогих гостей, сватали невест, провожали в последний путь покойников. Горница имела особое, продуманное до мелочей убранство. Здесь есть красный угол, где всегда располагались иконы. Рядом, у окна устанавливался стол, но сами казаки за него не садились: он предназначен для особых случаев и важных гостей.
Чуть поодаль находилась кровать, на которой спали казак и казачка. Само ложе изготавливалось индивидуально под рост хозяина дома. Сейчас вызывает удивление, как на такой узенькой поверхности может в принципе даже и один человек поместиться, но наши предки, судя по всему, были невысокого роста и ютились здесь вместе со второй половиной.
Всё, что лежит на кровати: перины, подушки, одеяла, скатерти и занавески, – это приданое, которое казачка с детства собирала. Было принято, что у невесты среднего достатка обязательно должны быть один-два сундука приданого, более двух – девушка уже считалась зажиточной.
Дети и старики спали на печи. Лежанка здесь покрывалась тулупами и платками.
Стряпка, или на современный лад – кухня. Как правило, сюда также выходила печь. Здесь хозяюшка готовила, стряпала на свою семью. В этой комнате хранилась вся необходимая утварь: чугунки, сковородки, деревянная и металлическая посуда, самовар, а также ухваты и чапельники. Гордостью музейной коллекции посуды выступает блинница, которой уже более сотни лет.
Комнатка, или кладовая. Здесь хранилась ненужная в данный момент одежда, сушились травы и находился войсковой сундук казака. В музее представлен сундук 1878 года: в такой тяжелый короб казак к 18 годам собирал всю необходимую амуницию, чтобы отправиться на службу. Также в этом помещении хранилась разного рода бытовая утварь, например, утюг. В семьях побогаче был печной или угольный утюг, а более скоромные пользовались рубелем – деревянной доской с определенными зубцами.
Недалеко от куреня располагалась летняя кухня. Здесь казаки жили с ранней весны до поздней осени, чтобы сохранить в основном доме прохладу и чистоту на случай неожиданного визита гостей. Сезонное помещение оснащено русской печью, где можно было готовить, а также кроватью. Кроме того, здесь располагалась прялка — девочки начинали прясть в казачьих семьях с 7-летнего возраста, чтобы к совершеннолетию собрать приданное.
У входа в летнюю кухню находился "холодильник" – небольшая деревянная клетка, куда на ночь можно было поместить продукты. В вечерние и ночные часы благодаря ветру здесь поддерживалась довольно низкая температура, позволяющая до восхода солнца сохранить свежесть молока или сметаны.
Также на территории иловлинского музея расположился настоящий амбар, возрастом порядка полутора сотен лет, колодец, курятник и конюшня, где сотрудники музея содержат несколько настоящих орловских рысаков. Гости музея могут пообщаться со статными животными и даже прокатиться на них или в арбе.
Помимо ежедневных экскурсий, в «Казачьем курене» регулярно проводятся разного рода этнографические мероприятия: мастер-классы по приготовлению традиционных казачьих блюд, ярмарки, фестивали, фольклорные и обрядовые мероприятия, позволяющие всем желающим хотя бы немного прикоснуться к былой жизни казачества.
Небольшой домик в Кировском районе города-героя стал настоящей сокровищницей для любителей музыки и истории, сохранившей множество редких экспонатов, которые рассказывают о богатом наследии музыкального искусства.
В сердце Волгограда, в здании Центрального рынка, расположены два мозаичных панно, созданных талантливым и знаменитым художником и монументалистом Михаилом Пыштой в 1973 году: «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Эти произведения искусства не просто были украшением торгового зала, но стали символами трудолюбия и гостеприимства, олицетворяя дух своего времени.