За компенсационными дубами в Волго-Ахтубинской пойме будут ухаживать 10 лет
11 июня в Волгограде на площадке пресс-центра РИАЦ состоялся брифинг представителей региональной администрации, в ходе которой стали известны подробности строительства новой автотрассы в Волго-Ахтубинской пойме, а также была представлена дорожная карта по восстановлению ущерба, который нанесут заповеднику.
- В основе итогового проекта по строительству в Волго-Ахтубинской пойме новой автодороги лежит маршрут, предложенный общественниками в ходе многочисленных обсуждений , - рассказал заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Роман Туренко. – Этот вариант наиболее сбалансированный и учитывает интересы как местных жителей, так и природного парка. С его помощью мы сможем избежать нарушения гидрологического режима местных ериков, а также значительно снизить объёмы зелёных насаждений, которые попадают в строительную зону.
Но даже этот минимум уничтоженных деревьев вызывает у активистов-экологов серьёзные опасения, однако, как уверяют, проектировщики - это единственный вариант, который не поставит крест на привычной жизни местных хуторов и посёлков. Чтобы раз и навсегда снять вопрос вреда экологии, власти региона пошли на беспрецедентный шаг – уход за дубами, высаженными взамен срубленных, будет осуществляться до 2030 года. Кроме того, компенсационная высадка будет признана состоявшейся лишь в том случае, если к истечению обозначенного срока на 1 га придётся не менее 1,2 тыс. здоровых и полноценно сформировавшихся деревьев.
- Строительство любого инфраструктурного объекта неминуемо влияет на окружающую природу. Чаще всего такие работы связаны с вырубкой зелёных насаждений, однако законом предусмотрены обязательные компенсационные высадки новых деревьев. При строительстве трассы в Волго-Ахтубинской пойме также запланированы мероприятия по лесовосстановлению, однако мы решили пойти ещё дальше и начать высадки не после завершения строительства, а параллельно, - отметила заместитель председателя облкомприроды Елена Православнова. – Чтобы молодые деревья гарантированно прижились, наши эксперты совместно с представителями регионального комитета дорожного хозяйства и подрядной организации разработали пошаговую дорожную карту, предусматривающую уход за посадками на протяжении почти десяти лет.
Такой срок был обозначен специалистами не случайно. Дело в том, что дубы, запланированные к высадке в Волго-Ахтубинской пойме, точно так же, как и любые другие саженцы до определённого времени особо восприимчивы к капризам погоды. Лишь спустя 7-10 лет молодые деревья завершат формирование корневой системы, способной гарантированно обеспечить растения водой и питательными веществами.
Дорожная карта, представленная сегодня властями, предусматривает несколько этапов. Первый - самый ответственный - целиком ложится на плечи подрядной организации, которая обязуется подготовить земельные участки, высадить дубы, а также обеспечить их регулярный полив в течение ближайшего года.
В рамках второго этапа участок с высаженными растениями передаётся Волго-Ахтубинскому лесничеству. Специалисты продолжат полив насаждений в течение ещё 3-4 лет, после чего вплоть до 2030 года будут осуществлять мониторинг состояния растений и, в случае необходимости, подсаживать новые деревья.
В 2030 году специалисты проведут финальный мониторинг компенсационных высадок, и в случае, если количество здоровых деревьев на 1 га земли будет соответствовать нормативу, эти участки получат официальный статус лесных насаждений.
Второй этап потребует дополнительных средств, поэтому власти уже прорабатывают вопрос включения этих расходов в региональный бюджет на предстоящие годы.
Примечательно, что сейчас, когда подрядчик только готовится к началу строительства новой дороги, уже определены участки под компенсационные высадки, ведётся подготовка почвы и посадочного материала. Всего планируется высадка более 200 тысяч деревьев и кустарников. Важно отметить, что дубы выращиваются исключительно из желудей, собранных в пойме – это позволят саженцам адаптироваться к климатическим условиям.
Напомним, новая дорога через Волго-Ахтубинскую пойму – это третий этап начатого три десятилетия назад мегапроекта. Проезжая часть между мостовыми переходами через реки Волгу и Ахтубу позволит перенаправить транзитный транспорт, который в настоящее время передвигается по дороге «Волгоград-Краснослободск-Средняя Ахтуба», и, как следствие, снизить вредные выбросы в атмосферу и водные объекты, уменьшить шумовое воздействие на жителей, а также краснокнижных животных, сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Протяжённость новой дороги составит 14 километров.
Вас заинтересует: