113823

Альберт Авходеев: Творческая работа – всегда риск

#Культура 17 Марта 2020, 03:51 Владимир Апаликов / Культура
0 713

Волгоградский театр юного зрителя 22 марта отмечает 50 лет своего существования. О том, что было, есть и будет, мы говорим с директором театра, заслуженным артистом РФ Альбертом Авходеевым.

– Итак, Альберт Анверович, первые полвека позади. Как вы их оцениваете?

– Мировой театр существует более двух тысяч лет. Поэтому, по какой шкале оценивать эти 50? С точки зрения Истории – это мгновение, даже не секунда. А если судить с точки зрения человеческой жизни, кажется много. За полвека многих наших замечательных коллег уже нет с нами. Пришли новые, тоже талантливые люди.

За пятьдесят лет театр проехал с гастролями бОльшую половину нашей огромной страны, многие города которой, сегодня - «зарубежье». Театр создал и выпустил в жизнь около трёхсот самых разных спектаклей. Удачных и не очень.

– И не очень?

– А почему удивление? Никто, никогда не знает, каким будет будущий спектакль. Какой будет его жизнь. Можно делать спектакли по лекалам. Они будут «смотрибельны». Но не более. Честная, творческая работа – всегда риск.

Однако есть убеждение, (может это самообман?), что наш Театр нашёл своего зрителя. Он интересуется нами, благодарен нам. Это поддерживает, согревает. Благодаря этому, возникает Смысл... Бывают моменты, когда смысл теряется, и тогда мучают вопросы: что, зачем, для кого?

– Театр меняется со временем. Но ведь меняются и зрители? Вы замечаете это?

– У Вас тут два разных вопроса. Живой театр меняется не «со временем», а «во времени»: либо отстаёт от него, либо опережает, либо спорит с ним, или потакает. Мне думается, репертуарный театр должен меняться с каждым новым спектаклем. Наше театральное искусство вторично. Первичен автор. Мир хорошего автора - космос. Шекспир, Мольер, Чехов. Возможно ли раскрыть сущность таких авторов одним и тем же инструментарием? Если да, – тупик! А можно ли вообще раскрыть их сущность? Маловероятно! Но стремиться к этому нужно обязательно! Тогда спектакли будут кардинально различаться, соответственно и «театры» во времени – разные...

Меняются ли зрители? Меняется способ общения с миром. А сам человек, по сути, не меняется.

– Можно сказать, что он становится умнее, лучше?

– Можно сказать, что он становится другим. Раньше зрители были, может быть, более непосредственными, более искренними и доверчивыми. Никогда не забуду один уникальный случай. В глухой деревеньке Ростовской области шёл детский спектакль. Сцены в клубе не было, зрители сидели перед артистами, или артисты играли среди зрителей... Среди детей и взрослых спектакль смотрела бабушка лет 80-ти. Наша сказка стала для этой бабушки абсолютной реальностью: она комментировала события, очень определённо высказывала своё отношение к поступкам героев, буквально веря во все происходящее. Поскольку она реагировала бурно и в полный голос, параллельно нашему спектаклю, шёл другой - среди зрителей. Совершенно очевидно, что бабушка впервые в жизни видела спектакль «вживую».

Этот вечер для артистов и для меня (думаю и для зрителей тоже) останется в памяти навсегда. Для чего зрители приходят в театр? Для прикосновения к реальности, от которой в повседневной жизни мы прячемся в силу окружающих социальных условностей. Приходят, чтобы пережить вживую то, что испытать в реальной жизни не удалось. Есть и обратная сторона проблемы - бегство из реальности в идеальные, красивые истории... Сегодня зрители больше погружены в себя и в свои смартфоны. Они сдержанны... Смотрят, оценивают, думают. Может, чуть свободнее?..

– Как Вы думаете, у театра есть будущее?

– У любого театра есть будущее. Вопрос, какое? Жизнь не стоит на месте, и всегда движется в будущее. (Вот если какие-нибудь идиоты уничтожат планету, тогда уже ни у кого, никакого будущего не будет...) Вот, как театру противостоять виртуальной действительности и «перезагрузить», вернуть человека и ребёнка в мир живых чувств и событий? С одной стороны, ответ прост – Талантом. Другой вопрос, где его так много взять?

– Воспитывая своего зрителя?

– Театр не воспитывает. Ответов не даёт. Просто показывает чей-то опыт жизни. И зритель сам решает, брать его на вооружение или пропустить мимо себя.

– Но ведь существует точка зрения, что театр обязан воспитывать?

– Ребёнка воспитывает семья, детский сад, школа, опять семья. Все прилагают огромные усилия, но всегда ли получается?

– То есть, как утверждал Гоголь, театр – это кафедра, с которой только проповедуется добро?

– Если точно, то: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Николай Васильевич верил в очищающую силу искусства. Его слова в большей мере отосланы к людям, занимающимся искусством. Помните, в фильме «Старшая сестра» фразу, которую говорит гениальная Т.Доронина: «Ласковое слово и кошке приятно»? Человек нуждался и нуждается в «добром слове» во всякие времена. Но это – только одна из ипостасей театра. Вторая связна с возмездием.

В «Ревизоре», грешные, движимые страхом возмездия люди, тоже ищут спасения, они тоже нуждаются в «добром слове», рассчитывая, по привычке, только на деньги. Поэтому так легко и обманываются....

– В вашем «Ревизоре», надо сказать, вам это полностью удалось передать.

– Полностью? Это невозможно...

– Вообще, оглядываясь на последние 15 лет, в афише театра не найти «чернухи», оболванивания – всего того, что типично, например, для нашего телевидения. Надо думать, кафедра работает, как надо?

– Что вы понимаете под словом – «чернуха»?

– Да хотя бы пресловутое копание в постельных перипетиях, в выпячивании низменных желаний и страстей…

– Вот у нас идёт спектакль «Уйди-уйди» по пьесе Николая Коляды. История про маргинальных людей, у которых не сложилась жизнь. Да, не всем нравится смотреть такие сюжеты. Дескать, в жизни и так непросто, так ещё и на сцене смотреть на такое. А тем не менее, спектакль живёт уже много лет. Собирает зрителей, которым это пьеса нужна. Нужна заложенная в пьесе исповедальность.

Или – «Алёша Карамазов». История трагическая, люди смотрят и плачут. Подростки смотрят, затаив дыхание. Сегодня подобные истории случаются в разы жёстче. При этом их снимают на «мобилы» и выкладывают в «паутину». В отличие от Достоевского, в современных жестких, или как вы говорите, «чернушных» пьесах – нет того масштаба мысли, любви, сочувствия, раскаяния... Наверное, поэтому, нет таких пьес в нашем театре.

– Возвращаясь к юбилею ТЮЗа, как жил театр, как ему живётся сейчас?

– Было всякое, вкратце не расскажешь. Но происходящие в последние три года перемены, внушают обоснованный оптимизм. Здорово, что в стране заработала программа «Культура малой родины» и её подпрограмма по поддержке детских театров. На выделенные средства мы, смогли приобрести и установить новое световое оборудование. Приобрели шикарный автобус. Скоро приступим к работе над спектаклем о Дон Кихоте.

А не боитесь, что зритель заскучает на «Дон Кихоте»? Написано-то, эвон, когда – нафталином не попахивает?

– Не попахивает. Поживём, увидим. Не буду вдаваться в подробности, терпеть не могу говорить о будущем...

– Мы мягко перешли к планам театра. Что его ждёт?

– Творческую составляющую сегодня планировать трудно, у нас впереди большие события. А именно – капитальный ремонт, которого у нас не было несколько десятилетий. Я благодарен губернатору Андрею Ивановичу Бочарову (это без всякой лести), его заместителю Владимиру Ивановичу Попкову за внимание к театру. В 2021 году мы должны закрыться на ремонт. Это сложный период, волнующий меня и коллектив. Но – и долгожданный, и замечательный. Это надо пережить. Главное, чтобы произошло! Позже, главным станет - не затянулся бы ремонт, чтобы прошёл, как можно быстрее и качественно.

– Но ведь театр будет выступать перед зрителями?

– Перед зрителями? Обязательно! И даже в любом случае! Дом на колёсах у нас есть!!

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Популярный волгоградский журнал предстал в новом облике
Популярный волгоградский журнал предстал в новом облике
В свет вышел третий номер популярнейшего волгоградского журнала «Отчий край».
#Культура 18.09.2020
Молодая волгоградка победила на всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия»
Молодая волгоградка победила на всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия»
Победителем всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» стала выпускница ВГСПУ София Тимофеева.
#Культура 18.09.2020
«Не бойтесь сирен»: жителей Киквидзенского района предупредили о масштабных учениях
«Не бойтесь сирен»: жителей Киквидзенского района предупредили о масштабных учениях
В начале октября специалисты по гражданской обороне протестируют местную систему оповещения населения
#Культура 18.09.2020
Жители и гости Волгограда увидят родной город глазами художников-урбанистов
Жители и гости Волгограда увидят родной город глазами художников-урбанистов
21 сентября Волгоградский музей ИЗО им. Машкова проведёт уникальные экскурсии по масштабной выставке художественных работ, посвящённых прошлому, настоящему и будущему областной столицы
#Культура 18.09.2020
Главная волгоградская библиотека к своему юбилею предлагает уникальные программы
Главная волгоградская библиотека к своему юбилею предлагает уникальные программы
Волгоградская облбиблиотека имени Горького к своему 120-летию подготовила ряд интереснейших проектов.
#Культура 17.09.2020
В Волгограде открылась уникальная фотовыставка
В Волгограде открылась уникальная фотовыставка
На площадке областной детской художественной галереи представлена экспозиция, посвященная судьбе юных узников фашистских концлагерей
#Культура 17.09.2020
Топ новостей