Сегодня, 13 января 2020 года, в день 30-й годовщины авиакатастрофы под Екатеринбургом в Волгограде вспоминали летчиков, которым в сложных условиях удалось спасти десятки пассажиров.
13 января 1990 года в самолете, выполнявшем рейс «Тюмень – Волгоград», началось задымление, а затем - пожар. Ликвидировать огонь не удалось – экипажем было принято решение об экстренном снижении и вынужденной посадке. Но ближайший аэродром накрыл туман, а навигационные приборы отказывали один за другим – пилоты направили самолет на поле. За 8 минут при низовой метели и видимости 400 метров с 10 км удалось снизиться до 1000 метров и посадить самолет на поле. А дальше случилось то, что невозможно было предугадать: скрытая под снегом система полива срезала правую половину крыла – под тяжестью левого тормозивший брюхом лайнер перевернулся и скатился в балку, заросшую лесом. На месте погибли 2 члена экипажа и 22 пассажира. Позже в больнице от ран скончались еще три человека. Всего авиакатастрофа под Екатеринбургом унесла 27 жизней: 4 летчиков и 23 пассажиров. Выживших – 43. Среди них – бортмеханик и стюардесса.
- Я летела бортпроводником на этом рейсе. Вылетели из Волгограда: Волгоград – Уфа – Тюмень, Тюмень – Уфа – Волгограда. На обратном пути началось задымление в заднем отсеке. Экипаж тянул самолет в поле, чтобы не упасть на жилые массивы или на завод. Упали под Первоуральском. Мы с напарницей, которая умерла в больнице через три дня, старались успокоить всех пассажиров. Экипажем все было рассчитано до нулей: мы садимся на брюхо и катимся до упора. Но никто думал, что под снегом будет оросительная система и мы можем на нее наткнуться. После я уже не работала по специальности – меня отправили на инвалидность. И до сих пор я инвалид второй группы, - рассказала Наталья Бобровских, которая по какому-то злому року в другой авиакатастрофе, устроенной в 2004 году террористами, потеряла дочь Оксану, решившую, как и мать, связать свою жизнь с небом.
- Кладбище мне это как родное: часто прихожу сюда. Экипаж в моем сердце остался навсегда, - говорит Наталья Бобровских.
Вместе с ней на Центральное (Димитриевское) кладбище сегодня пришли друзья и коллеги. Геннадий Гонтарь был инструктором погибших пилотов. Наставник уверен, что его ученики, стараясь избежать человеческих жертв, принимали правильные профессиональные решения.
- Летчики сделали все, чтобы спасти людей. Они проявили мужество, геройство. Ребят, которые спасли пассажиров, посадив недавно самолет на кукурузное поле, наградили: звание Героев дали командиру и второму пилоту. А нашим, которые проявили мужество и в условиях, не сравнимых с теми, в годы перестройки не дали. Не до этого было. Ходатайствовали, но где-то документы затерялись. И сейчас мы собрали митинг, чтобы возбудить это дело. Уже администрация во главе с Андреем Ивановичем Бочаровым на контроль поставили – ждем решения, чтобы удостоить посмертно этот экипаж правительственными наградами. Это будет и для родственников, и для нас всех проявление лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто», – поделился Геннадий Гонтарь.
В одной эскадрилье с погибшими героями летал и Василий Живелов. Ушедшим друзьям он посвятил эти строки:
Не думал экипаж про славу, ордена,
А думал, как спасти людей и близких.
Тот подвиг не заметила страна –
Лишь только дата на прощальном обелиске.
Стране родной в то время было не до них:
Самой ей оставалось жизни меньше года,
Мы имена друзей должны в сердцах хранить,
Как символ гордости советского народа…