Мобильные бригады «65+», персональный помощник, социальные семьи, служба сиделок – эти и многие другие технологии успешно применяются в Волгоградской области для социального облуживания граждан старшего возраста. Современные подходы регион внедряет в рамках нацпроекта «Демография» и регпроекта «Старшее поколение». Особое внимание уделяется системе долговременного ухода.
С конца июля текущего года в отдаленные поселения региона курсируют комфортные автомобили LADA Largus класса «универсал». На них мобильные бригады бесплатно доставляют пожилых граждан в поликлиники и ЦРБ для диспансеризации. Промежуточные итоги работы социальных и медицинских служб в новом формате подводят специалисты Среднеахтубинского района.
- Программа у нас работает с конца июля текущего года. За это время диспансеризацию прошли 115 жителей отдаленных поселков и хуторов района в возрасте от 60 лет и старше,- рассказала главный врач Среднеахтубинской ЦРБ
Лидия Наумова. – Для таких пациентов у нас отведен отдельный кабинет на первом этаже рядом со входом в поликлинику. Все сделано для максимально комфорта возрастных посетителей, чтобы им не приходилось ходить по учреждению в поисках нужного специалиста.
В кабинете, где проводится диспансеризация пожилых граждан,
работают сразу несколько специалистов. Здесь пациенты проходят первичный осмотр терапевта, флюорографию, сдают кровь на определение уровня глюкозы и холестерина. Если пенсионеру требуются дополнительные консультации специалистов, для него составляется индивидуальный план обследования или лечения.
У тех десятков селян, прошедших диспансеризацию, были выявлены новые заболевания. Так, сразу после осмотра на лечение в госпиталь ветеранов войн направлены два пациента. Еще одному медики буквально спасли жизнь – во время такого планового осмотра у мужчины была выявлена острая сердечно-сосудистая патология, в связи с чем его срочно госпитализировали в кардиоцентр.
- Для нас это очень удобно, что работают такие мобильные бригады, - отметила жительница поселка Стандартный
Ирина Леонидовна Яковлева. – Чтобы добраться до поликлиники на маршрутке, нужно около двух километров пройти пешком до остановки, а это не каждый пенсионер сможет. Мобильные бригады сами за нами приезжают и отвозят обратно домой, персонал вежливый, приветливый. Приятно, что сейчас появилась такая социальная услуга.
Большой популярностью у одинокопроживающих пенсионеров пользуется проект «Персональный помощник», в рамках которого соцработник ухаживает за получателем услуги в течение четырех часов в день. При этом за одно дежурство посещений может быть несколько. Например, социальный работник Екатерина Платонова навещает 92-летнюю Таисию Ивановну Лазареву дважды в день. До обеда персональная помощница помогает бабушке совершить утренние гигиенические процедуры, разогревает ей завтрак, кормит, моет посуду, помогает по хозяйству. Второй раз женщина навещает свою подопечную в обед.
- По технологии «Персональный помощник» обслуживаются пожилые граждане, которые уже не могут самостоятельно за собой ухаживать, - подчеркнула директор Среднеахтубинского центра социального обслуживания населения Елена Соколова. – На сегодняшний день этой услугой пользуются 29 жителей района.
Стоит добавить, что система долговременного ухода является одной из ключевых в регионе. В 2019 году она внедрена на 19 пилотных территориях, в 2020 проект распространится на все районы. Сегодня, 10 сентября, познакомиться с опытом Волгоградской области решили социальные работники и медики из Татарстана.
- Мы приехали по приглашению волгоградских коллег для обмена опытом по программе долговременного ухода, - пояснила директор комплексного центра г. Казань Надежда Ибрагимова. – В Татарстане этот проект еще только начинает реализовываться, автотранспорт для работы мобильных бригад коллеги из сельских районов получили только в сентябре. Сейчас нам важно посмотреть, как эта работа налажена в Волгоградской области, чтобы взять лучшие наработки себе на вооружение.
Гости поблагодарили волгоградцев за теплый прием и отметили для себя много важных моментов: проведение диспансеризации пожилых пациентов в одном кабинете, максимально удобное его расположение в отделении ЦРБ и саму технологию «Персональный помощник», которой в Татарстане пока нет. О волгоградском опыте они намерены рассказывать в коллективах своих ЦРБ по возвращении домой.