На сайте нашего замечательного фотографа Александра Куликова появились уникальные коллекции. Они посвящены рождению нашего тракторного завода. Бывшей легенды бывшей страны.
Остановись, мгновенье, ты прекрасно!
Есть особое очарование в старых фотографиях – на них хочется смотреть и смотреть. Может быть, потому, что они ухватили, удержали кусочек времени, чего в обычной жизни ещё никому и никогда не удавалось. Даже Фаусту с его «остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Эти фотографии остановили мгновенья – вглядимся в них пристальнее.
…У длиннющего дощатого забора притулилась лошадь, запряжённая в странного вида бричку. Выжидающе посматривает на бородатого хозяина. Тот уселся на колоде, перекуривает, размышляет о чём-то.
А за забором до самого горизонта – степь да степь кругом, неровная, покрытая клочками растительности, изрытая ямами. Вот в этой степи, недалеко от деревни Спартановка, в 14 километрах от центра Сталинграда 12 июля 1926 года был заложен первый тракторный завод в СССР.
Заговорили о нём годом ранее. Первый чекист страны Советов Феликс Дзержинский, возглавивший Высший Совет народного хозяйства страны (ВСНХ), обосновал необходимость строительства специального завода. И именно под Сталинградом, где работал мощный металлургический завод, куда легко было доставлять сырьё и оборудование по Волге и железной дороге.
Начинала разворачиваться индустриализация, предложение товарища Дзержинского получило поддержку. Тем более что недавно ушедший вождь трудящихся Владимир Ленин мечтал о 100 тысячах тракторов, чтобы каждый мужик тотчас голосовал бы «за коммунию». Наши руководители на месте сориентировались быстро. В основном, благодаря начальнику губсовнархоза Аркадию Ценциперу. Инициативный и дальновидный был товарищ. В 1925 году на полях губернии шуровали 282 трактора, их катастрофически не хватало. И свой завод под боком был бы очень и очень кстати.
Лошадь стоит, возница курит
В сентябре 1925 года губернский комитет партии большевиков провёл специальное заседание по данному вопросу, где пламенно выступил Аркадий Ценципер. Было решено, добиться от правительства постройки тракторного завода именно и только в Сталинграде. Для чего Ценципер был командирован в Москву. Дебаты о месте размещения завода длились ещё долго. В ноябре 1925 года ВСНХ принял решение о строительстве завода в Сталинграде.
12 июля 1926 года в степи состоялась закладка специального знака (репера) будущего строительства. Событие было громадным. Стеклось до 15 тысяч народа. Гремели оркестры, развевались флаги, с особым энтузиазмом выпевались строки «Интернационала»: «Мы наш, мы новый мир построим». Из Москвы прибыла солидная делегация во главе с заместителем Дзержинского Валерием Межлауком. Он и закрепил репер – бетонную восьмигранную пирамидку, на которой красовалась надпись: «ВСНХ СССР. Репер 1. Тракторный завод».
Сыграли и снова спели «Интернационал». С тем Межлаук со товарищи отбыли в Москву. Планы намечались для того времени просто космические. В обстоятельной статье писателя и историка Дмитрия Верхотурова приводятся подробные данные о масштабах стройки.
«Проектировку завода и его строительство вело одно ведомство – Госпромстрой СССР. То, что запланировали строить на СТЗ, для того времени было грандиозным. Площадь механосборочного цеха, где устанавливался главный конвейер завода, составляла 40 тысяч кв. метров. Площадь литейного цеха – 28 тысяч кв. метров, кузнечного – 22 тысячи кв. метров. Эта площадь должна была быть перекрыта новейшими для того времени в СССР стальными конструкциями и забетонирована».
Вначале вроде всё спорилось. Завезли стройматериалы, построили склады, наняли рабочих. На том дело и кончилось. За три строительных сезона на стройке удалось провести только земляные работы, построить кое-как здание заводоуправления и приступить к сооружению основных цехов. За все это время было освоено только 6 млн. рублей, то есть всего 17 % от стоимости всего строительства.
Фотография лошади у забора точно передаёт ситуацию, затянувшуюся почти на два года. Лошадь, то бишь, техника, стояла, возница, то бишь, рабочий народ, – курил.
Долгонько же запрягают у нас на Руси!
А в столице, говоря бюрократическим языком, продолжали уделять большое внимание строительству будущего гиганта советской индустрии. В ноябре 1926 года в Москве состоялось специальное совещание под руководством нового (Дзержинский скончался в июле этого же года, через неделю после закладки репера СТЗ) председателя ВСНХ Валериана Куйбышева с участием высших лиц государства. Стройка в Сталинграде была признана «первоочерёднейшей задачей правительства наряду с работами в области электрификации». Сформирован комитет содействия постройке, куда вошли опять же высшие лица страны. Даже – нарком обороны Ворошилов. Впрочем, это понятно: тракторный завод мог выпускать и танки, завоёвывавшие всё больший авторитет у военных.
Но и это мало помогло. Строительство никак не желало выбираться из прорыва. Тем не менее, 1 апреля (нарочно, что ли дату, выбирали?) 1927 года Совет Труда и Обороны СССР (!) рассмотрел и окончательно (!) утвердил Сталинград местом строительства завода, отпустив три месяца на проектирование. И впрямь, похоже на первоапрельскую шутку: уж и закладка состоялась, и стройка формально начата, а тут опять утверждают место расположения тракторного гиганта.
Ох, и долгонько же запрягают у нас на Руси!
Положение коренным образом изменилось в 1928 году, когда начальником строительства стал видный чекист Василий Иванов. Кстати сказать, чтобы набраться опыта, он побывал в длительной командировке в Америке и дело знал до последнего винтика. Вот тут уже развернулись работы, которые принято называть ударными.
Пузом и горбом! Горбом и пузом!
Посмотрите на фотографии. Ахнешь и изумишься, видя, как и чем работали люди. Пузом и горбом! Горбом и пузом! Всё на себе, всё – собственными мозолистыми руками.
Да ещё место досталось такое, что не приведи Господь! Наша степь лишь с виду – ровная да гладкая. А приглядеться – часто перерезана балками, оврагами, расщелинами... Грунт такой, что на жаре и зимой он превращается в гранит, какой не берёт и взрывчатка. А в остальное время года, если не дай Бог, брызнет дождь, по нашим направлениям (дорог не было и в помине!) не пролезть ни пешему, ни конному.
Да что расписывать! Посмотрите фотографии – очень наглядно показаны жесточайшие условия, в которых рождался СТЗ.
А завод строился! Мало того, рос, как на дрожжах.
И строили его вот эти люди на старых фотографиях. Вглядитесь в их лица. Кажется, и ничего особенного – люди, как люди. Но в глазах есть что-то такое, что пронизывает вроде электрической искры. Может, и кажется. Да вот только не отыщешь сейчас, похоже, того материала, из которого выделываются подобные люди.
Каждый день на площадку прибывали строители со всех концов Советского Союза. Комсомол направил сюда по путёвкам семь тысяч человек. Удивительным образом на стройке переплелись жесточайшие меры принуждения и неподдельный энтузиазм – коктейль чисто советского происхождения, не имевший аналогов в мире. Развернулась борьба за рекорды. «Сталинградская правда» писала: «Американские специалисты подсчитали, что на сборку и установку конструкций в механическом цехе потребуется 163 дня. Ударники Тракторостроя выполнили эту работу за 28 дней...».
За 191 день вместо 375, в жару, морозы, в непролазной грязище был построен один из сложнейших по объёму работы литейный цех. На сооружение его было израсходовано 16 тысяч кубометров бетона и 4,2 миллиона кирпичей.
В сорокаградусные морозы с пронизывающим ветром зимы 1929—1930 года строители завода не бросали работу. Настоящий подвиг совершила молодёжная бригада девушек, которые при жесточайшем морозе стеклили крыши цехов, работая на высоте 15 метров.
Мощно написал о молодых строителях пролетарский буревестник Максим Горький, побывавший здесь в 1928 году: «Я видел эту молодёжь «на месте действия», когда среди огромного голого поля лишь кое-где торчали железные скелеты будущего гиганта, создаваемого энергией этой молодёжи в тучах пыли, оглушительном грохоте железа, в скрежете и шорохе камнедробилок, бетономешалок. Очень трудно было представить, что муравьиная суета маленьких людей способна оковать пустыню железом, думалось, что, пожалуй, не хватит железа, да и сил тоже не хватит. Но вот, хватило!»
В перестроечные годы, когда началось энергичное размытие «тёмных пятен» советской истории, на белый свет явились «сенсационные» данные о том, что индустриализацию для СССР, якобы, целиком осуществила добродетельная Америка. В том числе, она же построила и Сталинградский тракторный завод. В частности, фирма известного американского предпринимателя Альберта Кана. И, если бы не она, глядишь, на Волгоградчине до сих пор пахали бы сохой или, в лучшем случае, на древних «фордзонах», закупленных ещё царской Россией.
Всё это, конечно, как говаривал один киногерой, «брехня на постном масле». Но американцы тут действительно были. Целая колония – 370 человек. И истории с ними происходили преудивительные.
Но об этом – в следующий раз.