Музыкальный театр завершает сезон премьерой широко известного по кинофильму мюзикла «Д’Артаньян и три мушкетёра». Похоже, театр заранее был совершенно уверен в успехе.
Свидетельством тому является запуск невиданного доселе, как сейчас говорят, проекта. В фойе появились фигуры мушкетёров в натуральную величину с ликами наших актёров: Игоря Шумского (Атос), Леонида Маркина (Портос), Максима Сытина (Арамис) и Александра Куприна (Д’Артаньян). Любой желающий мог запечатлеться рядом с ними, дружески закинув руки на плечи любимых героев. И запечатлевались во множестве. Особенно – дети.
Мюзикл действительно обречён на успех. Что тебе музыка, сочинённая блистательным Максимом Дунаевским. Что тебе текст Марка Розовского и стихи Юрия Ряшенцева. Всё – любо-дорого, слушай и наслаждайся. А добавьте сюда наших художников (сценограф Алексей Михальчев и художник по костюмам Ирина Елистратова), хореографа (Елена Щербакова), музыкальное руководство выдающегося маэстро Вадима Венедиктова, известное мастерство вокалистов, хора, балета, и всякий, сколько-нибудь смыслящий в театральном деле гражданин поймёт, что провала просто не могло быть.
Его и не было, конечно. Другое дело, что все мы ждали чуда. Обыкновенного чуда, на которое, как мы не однажды убеждались, вполне способен режиссёр-постановщик Александр Кутявин. И вот тут – сложнее.
Есть в архитектуре такой стиль – эклектика. Это вовсе не ругательное определение. Как трактуют энциклопедии, это художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Получается очень даже неплохо. Вот и в нашем спектакле отдельные части его сами по себе просто великолепны.
Остроумна и функциональна сценография, способная четвертью поворота сценического круга перенести нас то в королевский дворец, то в кабачок, то в монастырь.
Костюмы героев – ослепительны. Остаётся снова и снова склоняться перед талантом Ирины Елистратовой, способным будто из воздуха ткать одеяния немыслимой красоты.
Хороша четвёрка главных героев. Невыносимо благородный Атос, обаяшка Портос, похожий на Казанову из легендарного сериала про ментов, лукавый Арамис и, разумеется, неудержимый Д’Артаньян (Михаил Боярский, увидь его, проглотил бы сигарету от зависти).
А какие женщины в спектакле! Королева (Светлана Османова), будто танцующая страстный испанский танец. Миледи (Виктория Миллер) – просто конченная злодеюка, но необыкновенно притягательная. Проворная Аббатисса в виртуозном исполнении Татьяны Ждановой.
Словом, части есть, но вот с целым возникли проблемы. Здание спектакля, такое впечатление, оказалось не скреплено цементом. Оно легко рассыпается на эти самые отдельные части. Александр Кутявин перенёс практически все главные события и поступки за кадр. О них зритель узнаёт из реплик героев, но сам их – события –не видит. Убийство Констанции, казнь Миледи и другие кровавые перипетии постановщик заботливо скрыл от зрительного зала. Правда, зачем-то оставил напоказ отравление маленького шпиона, и тот умирает настолько картинно, что сцена так и просится на «бис».
Насчёт всяких злодеяний – приём, возможно, и оправдан. Хотя бы потому, что в зале – полным-полно детей. Но ведь за кадром остались и главные узлы действия, основные его интриги, начиная с возвращения пресловутых подвесок королевы. На переднем (и единственном) плане остаются лишь разговоры и концертные номера. Маловато, однако.
Наверное, всё можно объяснить некоторой торопливостью в подготовке спектакля. А, может быть, мы хотим слишком многого от наших любимцев. По любым меркам, Волгоград получил добротное творение, которое имеет и будет иметь своего зрителя.
Но так хочется чуда!