78217/

Волгоградский музыкальный театр дарит зрителям мюзикл популярнейшего композитора

#Культура 28 января 2017, 11:48 / Культура
Сегодня в Волгоградском музыкальном театре – премьера. Зрителю представляется мюзикл популярнейшего композитора Кима Брейтбурга «Дубровский».

Да-да-да, композитор взялся превратить в мюзикл знакомое всем нам со школы произведение Александра Сергеевича Пушкина о благородном разбойнике, о его трагической любви и удивительной судьбе. Не берусь судить, насколько это ему удалось в музыкальном смысле – это дело музыкальных критиков. Скажу лишь, что, на мой взгляд, музыкальная часть представляет собой один из лучших образцов так называемой попсы. Слушаешь с удовольствием и через несколько дней благополучно забываешь. С тем, чтобы услышав вдругорядь, снова получить удовольствие, будто в первый раз. В этом есть немалые преимущества.

Но – поговорим о спектакле. Тем более что тут есть, о чем поговорить. Удивительным в нем является массовость. Режиссер-постановщик Александр Кутявин вывел на сцену весь наличный состав театра. В представлении, кроме непосредственно актеров, участвуют (и весьма активно!) хор, балет и, кажется, даже пожарные с охранниками. Иначе не объяснить, каким образом получился столь многонаселенный спектакль. В иные моменты сцена буквально забита героями. Я не оговорился – именно героями. Ибо в такущей толпе нет равнодушных лиц. Ни одного! Играют все, все – герои. Либо всей труппе жутко нравится то, что они делают, либо мы наблюдаем высший режиссерский шик. А, может быть, и то, и другое.

На сцене словно ожили с детства знакомые персонажи. Александр Кутявин обошёлся без нюансов, взяв за пример чистую прозрачную пушкинскую прозу. Герои спектакля ведут свои линии на высшем накале, не отвлекаясь на детали. Уж если благороден, так до дрожи, а коль злодей, так это аспид без единого светлого пятнышка. Здесь, если любят, так нараспашку. Если страдают, так насмерть.

Вот Кирилла Петрович Троекуров в неожиданном исполнении Леонида Маркина. Неожиданном – потому что мы привыкли видеть этого замечательного певца в ролях героев-любовников, а тут – характер. И какой характер! Зверь, тиран, деспот, самодур. Однако – до чего же обаятелен. Его кредо – незамысловато, как собачий хвост: держать всё в ежовых рукавицах. Но, учитывая последующие события, невольно задаешься вопросом: а, может быть, он не так уж и неправ?

Его противоположность – Дубровский-отец. Эльдар Маградзе создает хрестоматийный образ бедного, но до головокружения честнейшего дворянина. Надо видеть, как бедолага переживает оскорбление. Как его чуть-чуть покачивает. Как он выходит к кулисе. И как он исполняет свою арию, полный горечи, оскорбленных чувств и достоинства, достоинства, достоинства. Всё потеряно, кроме чести – его жизненный итог, но и девиз – тоже. Персонаж Эльдара Маградзе великолепен на смертном одре. Особенно хорош его дуэт с сыном. Стоило жить, чтобы так умереть.

Вот – няня (Анна Стрельбицкая). В этом образе существуют разночтения с Пушкиным. Он-то писал ее со своей знаменитой Арины Родионовны, которую все мы представляем старенькой сказительницей. А здесь – сочная женщина, которая, чувствуется пожила всласть, да и сейчас может тряхнуть… нет, не стариной, конечно. Какая уж тут старина! Скажем так, всеми своими великолепными формами. И тем самым, что называется, поставить зал на уши. Во всяком случае, мужскую его часть.

Впрочем, не остается без внимания и женская половина публики. На сцене появляется князь Верейский – злой гений влюбленной пары Дубровского и Маши. Роман Байлов здесь (редкий случай) – действительно та еще злюка. Но и гений злобной красоты. Не случайно, при одном его появлении во всем белом, деревенские девки валятся в обморок от блистательного княжеского облика. Они уже поголовно влюблены в красавца, не обращая внимания на его негодяйскую внутренность. О женщины! Понять вас могли только два человека за всю историю. Но никто еще не видел тех двух человек.

Егоровна – совершенно второстепенный персонаж у Пушкина – здесь обретает едва ли не решающие функции, поскольку является, так сказать, идеологическим стержнем разбойничьих проделок. Виктория Миллер играет свою героиню на грани истерики. Так что, поневоле вспоминаешь лидера левых эсеров Марию Спиридонову, тоже истерикой затащившую своих соратников в авантюру. Хороши и разбойники. Правда, мало похожи на крестьян, скорее – на шайку Робин Гуда с вечнозеленых равнин Альбиона.

Наконец, главные герои – Маша и Дубровский в восхитительном исполнении Валерии Головкиной и Александра Куприна. Попадание – 182 процента. По крайней мере, именно такими они грезились мне в далеком моем детстве. Чистенькая, будто свежей росой умытая, Маша. Невыносимо красивый и столь же невероятно мужественный Владимир. Дуэты влюбленных – подлинное украшение спектакля. Их любовь также не признает оттенков, она – всепоглощающая страсть. Без нее жизни нет и быть не может. Молодым актерам настолько удалось войти в образы, что порой кажется, будто становишься нечаянным свидетелем подлинных чувств, но оторваться от как бы подглядывания – невозможно.

В спектакле есть еще два спектакля. Эпизоды соединяет Рассказчик (Андрей Жданов). Причем, делает это хорошими стихами. И получается настоящий спектакль. Андрей Жданов, подчеркнуто бесстрастный вначале, к финалу выходит на высокую трагедию. И так убедителен, что во многих местах в публике замечены были слезы. Но – слезы очищения и благодарности. То, что в театральном деле называется – катарсис.

И второй спектакль – творчество дирижера Никиты Удочкина. Слаб и немощен в этом случае язык мой. Вот бы здесь музыкальное образование, чтобы передать во всем блеске его – Никиты Удочкина – управление музыкой. Той самой, которая – один из лучших образцов современной попсы. Под его палочкой забываешь про категории, и только хочется слушать и слышать.

И снова приходится изумляться фантастическому творчеству постановочной группы в составе сценографа Алексея Михальчева, художника по костюмам Ирины Елистратовой, балетмейстера Елены Щербаковой. Их искусство создало подлинные шедевры, тем более удивительные на фоне уже хронического безденежья в театре. Но – не будем о грустном. К тому же, спектакль «Дубровский» отнюдь не способствует унынию, а очень даже наоборот.

Может быть, перед нами как раз тот случай, когда режиссер угадал нечто большее, чем правда своего спектакля? Возможно ему открылся ответ на извечный вопрос человечества: как жить? И он охотно делится своим открытием: жить нужно вот так: на полную меру, как живут и чувствуют герои его спектакля. Все. Даже – в исполнении пожарных. Господи, ну, почему же времена все время меняются в худшую сторону?..

Владимир Апаликов

Обсуждение:

Вас заинтересует:
В Волгограде показали, как будет выглядеть ЦУМ после реконструкции
В Волгограде показали, как будет выглядеть ЦУМ после реконструкции
Здесь будут организованы обширные экспозиционные залы, интерактивные пространства, выставки из крупнейших собраний и собственных фондов музея, творческие лаборатории и мастерские, показы актуального искусства, детский центр, дополненная реальность, художественные салоны, концертный зал и арт-кафе.
#Культура сегодня в 18:14
Центр Пахмутовой и музей Машкова: в Волгограде озвучили планирование ЦУМа после возрождения
Центр Пахмутовой и музей Машкова: в Волгограде озвучили планирование ЦУМа после возрождения
Сегодня состоялось подписание договора о реконструкции легендарного здания.
#Культура сегодня в 16:43
В Волгограде директор главной библиотеки России призвал к локальной идентичности
В Волгограде директор главной библиотеки России призвал к локальной идентичности
Сегодня в Волгограде на площадке РИАЦ провёл пресс-конференцию генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда.
#Культура сегодня в 16:13
В Волгограде к юбилею Александры Пахмутовой выпустят памятную монету
В Волгограде к юбилею Александры Пахмутовой выпустят памятную монету
Монета была отчеканена в 2019 году. Но, по словам автора, ее растиражируют для широкой общественности.
#Культура сегодня в 13:49
Волгоградцам 5 докторов наук расскажут, что такое сон
Волгоградцам 5 докторов наук расскажут, что такое сон
В Волгограде состоится премьера документального фильма «Как Иван Пигарёв сон изучал».
#Культура сегодня в 10:34
Топ новостей
Опрос