Одним из самых актуальных вопросов 2017 года для жителей Волгоградской области остается предстоящее повышение тарифов на коммунальные услуги. Шаг насколько неприятный, настолько и необходимый. Впрочем, это касается всех россиян. Приведение коммунальных тарифов к экономически обоснованному уровню – давно сформулированная федеральным центром установка. И она же, по сути, является условием для сохранения сетевого фонда российских муниципалитетов и, соответственно, поставки коммунальных услуг.
Один пример. Длина водопроводных и канализационных сетей миллионного Волгограда – около 4500 километров. Их износ в среднем - 80%. Местами - до 100%. 1 500 км. теплосетей находятся в примерно таком же состоянии. Причин много – это и безденежье 90-х годов прошлого века, и не самые удачные попытки управления сферой ЖКХ в Волгоградской области впоследствии. Но обсуждать это уже просто нет смысла. Сегодня необходимо решить – как при достаточно скудном бюджете сохранить систему ЖКХ, обеспечить безаварийное прохождение пиковых нагрузок, модернизировать инфраструктуру.
В течение последних нескольких лет повышение тарифов на услуги ЖКХ в регионе шло в предельно щадящем режиме. Бюджет дотировал эту сферу в меру возможностей. Но сегодня ситуация гораздо более сложная, а возможности для бюджетной экономии крайне ограничены, поскольку есть так называемые «защищенные» социальные статьи, которые финансируются полным рублем и составляют львиную часть областного бюджета, примерно 80%.
В итоге, мы получаем ситуацию, когда увеличение наших расходов на свет, воду, газ и тепло становится неизбежным. Суммы в платежках вырастут по всей России с 1 июля. На сегодняшний день постановлением администрации Волгоградской области определены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях региона на 2017 год. И, скорее всего, именно этими максимально допустимыми значениями и будут руководствоваться органы местного самоуправления, принимая решения на местах.
А теперь об ожидающих жителей Волгоградской области цифрах, с учетом принятых предельных индексов. Начнем с Волгограда, с его максимальной плотностью как сетей, так и коммунальных проблем. Сегодня, по сравнению с соседними регионами, тарифы на услуги ЖКХ здесь остаются одними из самых низких. Горожане платят менее 80% от экономически обоснованного тарифа. В прежние годы городские власти необоснованно занижали тарифы, причем, исключительно в популистских целях. По сути, накапливающаяся проблема заранее перекладывалась на тех, кто придет руководить городом «потом». С чем впоследствии столкнутся и следующие руководители Волгограда, и все его жители, добрых популистов не сильно беспокоило. В общем, разве что вслух не произносилось известное «после нас хоть потоп».
Результатом стал не только предельный износ коммунальных систем, но и многолетнее обнищание бюджета города, поскольку именно из казны компенсировалась разница в цене за энергоресурсы для коммунальных операторов. Более того, неэффективное расходование бюджетных средств привело к крайне запущенному состоянию городского хозяйства в целом.
Потоп, конечно, не наступит, а вот предельные значения индексов коснутся теперь всех. С 1 июля 2017 года предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в областном центре составит 9,8%. С соответствующей инициативой уже выступили депутаты Волгоградской городской Думы. Впрочем, если разобраться детально и посмотреть на абсолютные цифры в усредненном значении, то картина складывается примерно такая: изменения в оплате, по расчетам городского департамента ЖКХ и ТЭК, составят не более 120-140 рублей для семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире среднего метража.
И это в Волгограде, где предельный индекс составит 9,8%. По ряду других муниципальных образований это будет цифра 4,2%. Причина разницы – в сетевой нагрузке, степени износа сетей и ряде других параметров. И опять же, такой значительный разрыв эксперты объясняют тем, что многие годы тарифные решения в муниципалитетах принимались исходя из политических соображений, а не экономических расчетов.
В сравнении с соседними регионами, тарифы на услуги ЖКХ в Волгоградской области останутся одними из самых низких. В частности, за холодную воду жители столицы региона будут платить 21 рубль 44 копейки за кубометр, Волжского – 16,28 руб., Камышина – 21,17 руб. В то время как тот же кубометр холодной воды в Астрахани области сейчас стоит 22,74 руб., в Воронеже – 28,27 руб., в Краснодаре - 37,04 руб., в Ростове - 41,70 руб., а в Элисте - 43,03 руб.
Дешевле волгоградцам обойдется и теплоснабжение. Так, стоимость одной гигакалории тепловой энергии для них составит после повышения 1777,60 руб. В Астрахани она стоит 2018,34 руб., в Ростове - 1793,62 руб., в Краснодаре - 2002,99 руб., в Воронеже - 2214,01 руб., в Элисте - 2097,86 руб.
С 1 июля в регионе повысятся тарифы и на электроэнергию. Комитет тарифного регулирования Волгоградской области утвердил новые тарифы на электроэнергию, согласно которым стоимость киловатт-часа вырастет на 4,15%. По одноставочному тарифу горожане, юридические лица и приравненные к ним категории потребителей будут платить по 4,02 рубля за кВт/ч, вместо нынешних 3,86. Владельцы электроплит и (или) электроотопительных установок, жители сельских населенных пунктов и приравненные к ним категории - 2,81 рубля за кВт/ч вместо 2,70.
И еще один важный момент. Напомним, что на оплату коммунальных услуг и взносы на капитальный ремонт у россиян не должна и не может уходить большая часть доходов. Если доля этих расходов в совокупном доходе семьи превышает 22% (в среднем по России), то такая семья имеет право на субсидию. Поэтому, сетования из серии «вся зарплата уходит на коммуналку», в общем-то, не имеют ничего общего с реальным положением дел.
Реальность же такова. В Волгоградской области сегодня эффективно действуют меры социальной поддержки по оплате расходов граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. Это, в том числе, ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным и региональным льготникам, а также целому ряду категорий граждан, проживающих в регионе.
Львиная доля этих выплат – за исключением федеральных льготников - производится из средств областного бюджета.