Выдающийся советский скульптор-монументалист Евгений Вучетич подарил Волгограду не только всемирно известный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, но и три копии своей знаменитой скульптуры «Перекуём мечи на орала». На сегодняшний день увидеть воочию можно только две: одну — на турбазе бывшего завода «Газоаппарат» в Среднеахтубинском районе, вторую — на территории музея-панорамы «Сталинградская битва». Третья пока скрыта от глаз людских на базе коммунальщиков Дзержинского района. Об истории всех трёх копий и судьбе той, что находится в ведении музея, корреспонденту РИАЦ рассказала заведующая отделом экспозиционно-выставочных работ музея-заповедника Светлана Аргасцева.
Когда кипела масштабная стройка памятного ансамбля на Мамаевом кургане, Евгению Вучетичу выделили огромную мастерскую в заводе «Газоаппарат» в Дзержинском районе. Там он трудился над монументом «Родина-мать зовёт» и ему помогали рабочие завода.
— Эта монументальная работа связана не только с художником и форматорами, но и другими подсобными заботами. В мастерской лепили скульптуру в одну пятую её величины. Следовательно, требовалась помощь, — рассказывает Светлана Аргасцева. — И потом, в знак благодарности, Евгений Викторович подарил работникам завода копию своей скульптуры «Перекуём мечи на орала». Он был очень добрым, эмоциональным и щедрым человеком. Не всякий скульптор готов отдавать свои произведения и даже их копии, тем более безвозмездно, а Евгений Викторович сделал это. Он снял форму с бронзовой скульптуры, которую подарили Нью-Йорку, и по ней создал копию. Её установили на территории завода.
Вылепили копию из специальной смеси из цемента, алебастра, специального клея и воды. Такую смесь использовали с 30-х по 50-е годы XX века для парковых скульптур. Статуи из неё получались прочными, но недолговечным. Скульпторы выполняли работу в несколько этапов.
— Когда мастер лепит, он создаёт статуи в масштабе, выбирает позы, а затем её переводят в скульптурный пластилин. Когда фигура готова, её выглаживают и покрывают специальным жирным раствором и затем снимают форму. По ней фигуру отливают по принципу создания посмертных масок. Когда формы разъединяют, скульптор со своим помощником её дорабатывает.
Так Евгений Вучетич создал и две другие копии. Одну он подарил солдатам воинской части, располагавшейся между городом Волжским и Среднеахтубинским районом, за их помощь в строительстве ансамбля на Мамаевом кургане. Статую установили на плацу перед штабом. В 2018 году воинскую часть расформировали, командиры обратились в музей-заповедник с просьбой забрать скульптуру, чтобы она не обветшала и не была продана на торгах.
— К ним от нашего музея поехала группа технических работников, в составе которой была и я. На месте мы увидели, что у скульптуры были повреждены нога, рука и место стыка меча с постаментом. Тогда задались двумя вопросами: сможем ли мы её отреставрировать и как нам статую перевезти? Пока решали технические вопросы, я пообщалась с сотрудниками штаба, они нам передали фотографии одного из командиров. На одной из них запечатлены те самые солдаты, строившие памятный ансамбль. В первом ряду с военными сидит Евгений Вучетич.

Скульптуру всё же привели в надлежащий вид. Трудилась команда скульпторов и художников, среди которых были Иван Маринин и Сергей Воронов. Отремонтировав статую, они её затонировали под бронзу.
В 2019 году немецкий музей «Берлин-Карлсхорст» и музей-заповедник «Сталинградская битва» организовали выставку «Советский мемориал: модели и музы создателя» на Мамаевом кургане. Отремонтированную копию статуи привезли в Парк Победы, где она простояла год без фундамента и постамента.
Позже руководство музея-заповедника решило, что скульптуру лучше увезти под крышу. В хранилище она не поместилась, и её оставили за забором во внутреннем дворике под охраной. Но вечно статую там держать не планируют.
— Наш директор мечтает установить скульптуру в Центральном универмаге после его реставрации. У нас там будет общий первый этаж с музеем изобразительных искусств им. Машкова, и будет замечательно, если скульптура украсит вестибюль. Перед этим наши реставраторы укрепят повреждённые места памятника, обеспылят его и вновь затонируют. А пока скульптура ждёт своего часа. О ней мы заботимся, зимой укроем её специальным баннером.
Еще одну копию Евгений Вучетич подарил принадлежавшей заводу «Газоаппарат» турбазе в Среднеахтубинском районе. В 90-е турбазу продали частному владельцу. В 2000-х он снял форму у статуи, к тому времени находившейся в удручающем состоянии. По форме отлили металлическую версию, которая стоит на территории турбазы и по сей день. Увидеть её могут все желающие.

Но это уже копия копии. Памятник, вылепленный самим Вучетичем и находящийся сейчас на территории музея-панорамы — единственный наиболее аутентичный, который можно увидеть. Первую копию увезли с территории бывшего завода, когда там начали готовиться к масштабной стройке. Тайной является местонахождение и третьей вылепленной копии после её перевода в металл.
— Я считаю, что на турбазе сейчас стоит тоже авторская копия. Если брать классическое искусство, то это творение не Евгения Викторовича. Она так же близка к оригиналу, — подытожила Светлана Аргасцева.