Улица Советская возникла в нашем городе еще до революции 1917 года и вначале носила имя Астраханская, проходила от реки Царицы и до Покровской церкви (ныне на этом месте Центральный рынок). В 1923 году улица получила новое наименование и расширила территорию, захватив участок городского базара. Впоследствии Астраханская поглотила ул. Костромскую, Самарский переулок, ул. Пензенскую и дошла до нефтяного городка братьев Нобель (теперь ул. 7-я Гвардейская). О том, как с годами менялась ул. Советская читателям РИАЦ рассказывает волгоградский экскурсовод, исследователь истории Елена Лобанова.
-Улица Советская, бывшая Астраханская, получила свое название от Астраханского бастиона, располагавшегося в западной части Царицынской крепости. Через него проходил Астраханский почтовый тракт. Астраханская улица являлась на тот момент одной из главных магистральных улиц Царицына. С помощью Астраханского моста эта улица соединяла Центральную часть города с Зацарицынским форштадтом и поселком Нобелей в северной части города, - рассказала Елена.
В центре располагались здания городской управы и городской думы, гостиницы «Люкс», «Столичные номера», «Франция», рестораны, величественный Дом науки и искусств. Были построены дворцы и особняки. Гражданские постройки выполнялись с использованием элементов различных стилей, преобладала эклектика.
На рубеже XIX-XX вв. в городе строятся каменные двух-трехэтажные дома с электрическим освещением, центральным отоплением, канализацией. В 1890 г. на Александровской площади обосновалась трехэтажная гостиница «Столичные номера». Сооружали магазины, торговые ряды.
- В 1913 г. в Царицыне было 15 964 здания, в том числе 1878 каменных. В то же время были построены гостиница «Люкс», «Общественное собрание», «Народная аудитория», «Дом науки и искусств», театры «Парнас» и «Конкордия», дом Миллера в пойме Царицы, дом предпринимателя Воронина на Успенской улице и другие по-своему интересные здания, - продолжила специалист. - В путеводителе «Волга» за 1911 г. о нашем городе можно прочесть кое-что уже лестное. Например: «Царицын, недавно еще похожий на большую деревню, принял вид значительного города, его набережная укреплена и по своей солидности и виду одна из лучших на Волге». Приобрела некоторую респектабельность Центральная набережная, поскольку был разбит бульвар и сделана лестница.
После строительства железных дорог произошло стремительное развитие промышленного потенциала Царицына. Последовал большой приток рабочей силы, в связи с этим потребовалось строительство жилых домов, преимущественно в центральной части города.
-В начале ХХ века Астраханскую улицу принялись застраивать жилыми домами и зданиями общественного назначения. Ветхие деревянные лачуги сносили, на их месте строили кирпичные здания, на первых или цокольных этажах которых размещали торговые точки. Множество деревянных зданий XIX века были заменены двух - трех и даже четырехэтажными зданиями с претензией на богатое убранство фасадов. В качестве примера можно привести здание Царицынского Государственного банка, построенное в 1910 г. промышленником Миллером. Здание отличалось богатым убранством интерьеров, - подчеркнула волгоградский гид.
Астраханская улица шла до Базарной площади, на ее территории помимо Государственного банка располагались: 1-я Городская мужская школа; 4-я Церковно-приходская школа при Покровском сиротском приюте; двухэтажная гостиница «Франция»; «Агентство Нижегородско-Самарского Земельного банка»; «Общество врачей», «Всесословное общественное собрание»; 1-я Городская амбулатория; казенная винная лавка; частные лавочки; механические мастерские; коммерческое страховое общество; две типографии.
Стоит добавить, что рынок на Астраханской улице был построен по проекту архитектора В. Е. Шуйского в 1915-1916 годах и назывался «Мясным рынком». Крестообразное в плане, кирпичное здание для торговли решено было возвести в стиле модерн.
- Во время Сталинградской битвы рынок сильно пострадал, но был восстановлен. В 1917 г. по проекту архитектора А. К. Савченко и инженера А. Калинина была произведена перестройка, позволившая увеличить торговую площадь рынка, - продолжила Елена Лобанова. - Рядом с рынком располагалась Покровская церковь, которая не сохранилось до наших дней. В 1923 году Астраханская улица была переименована в улицу Советская.
В годы Сталинградской битвы улица Советская пострадала незначительно. В прилегающих к ней кварталах сохранились царицынские и довоенные Сталинградские здания, среди которых – жилой дом братьев Серебряковых, крытый рынок (Центральный рынок, мясной корпус), Царицынский государственный банк, тяговая подстанция №1.
В 1950-х гг. Советская улица застраивается на всем своем протяжении - от площади Обороны (ныне - площадь им. В.И. Ленина) до реки Пионерки. По исторической улице курсировал трамвай.
В конце 1950-х годов в Сталинграде трамвайное кольцо находилось на улице Советской у школы №81 рядом с Центральным рынком на площади Октябрьской.
Здесь была центральная диспетчерская станция. Данное кольцо являлось общим для маршрутов №1 и №4, следующих из центра города до Максимовского разъезда и в Ельшанку. К данному кольцу прилегало кольцо трамвая по маршруту №8 - «Центр – Больница Ильича».
В 1959 году в городе развернулось масштабное строительство проспекта имени Сталина. Сейчас это знаменитый проспект имени Ленина. В связи с этим было принято решение перенести трамвайное кольцо от Центрального рынка на улицу имени 13-й Гвардейской Дивизии.
В целом послевоенный генплан Сталинграда серьёзно повлиял на эту часть города. Улица Советская в своём начале была подсыпана и перестала спускаться в пойму реки.
В наши дни ул. Советская имеет для города-героя огромное историческое и культурное значение. Она сохранила свое архитектурное лицо. Художественный образ улицы складывается фактически из объектов одного стиля - сталинского ампира. Сегодня здесь много магазинов и кафе для отдыха людей, приехавших погулять по Центральной набережной Волгограда.
* Архивные снимки фотографа Александра Лапинского (1922-2000), также иллюстрации предоставлены пресс-секретарем Волгоградской епархии Русской Православной Церкви, к.ф.н. Сергеем Ивановым).