Изысканные шкатулки в виде избушки на курьих ножках, светильники в виде сказочного терема, миниатюрные храмы, колодцы и корабли – уже более 40 лет волжанин Олег Кожин мастерит уникальные интерьерные украшения из камыша, который ремесленник называет местным бамбуком. Удивительной красоты изделия прославили автора в России и за рубежом – их с удовольствием покупали жители разных регионов нашей страны и других государств.
В своё время о талантливом ремесленнике из Волгоградской области Олеге Кожине снимали сюжеты на телевидении и писали в газетах. Его изделия вызывали восхищение и удивление посетителей всевозможных выставок и ярмарок, некоторые его работы хранятся в музее города Волжский, а большая часть – в частных коллекциях ценителей по всему миру. Но как живёт сейчас этот мастер декоративно-прикладного творчества и пользуются ли его работы популярностью до сих пор? Об этом РИАЦ рассказывает своим читателям сегодня.
Всё началось с травмы
Оригинальные, трудоёмкие работы самобытный ремесленник выполняет авторским методом, по собственной технологии. Аналогов им на сегодняшний день нет. Но о себе уникальных дел мастер говорит скромно.
- В школе я учился посредственно, закончил с тройками и поступил в ПТУ на электрика. А куда еще с такими оценками было идти?! Получив профессию, начал работать электромонтером, но к 30 годам все это начало меня тяготить: как-то не так живу, за все берусь без удовольствия, абы как.., - вспоминает Олег Всеволодович. – В этот период жизни у меня случилась тяжелая травма ноги, были операции, долгое лечение. Вдруг я стал задумываться: «А чего я стою, что могу?» И, можно сказать, с этого момента начал искать, как реализовать себя творчески.
К тому времени у Олега Кожина уже была семья, постоянная работа и любимое хобби – рыбалка. Во время одной из поездок к водоёму под Астраханью мужчина увидел четырёхметровый рогоз — растение, похожее на камыш. Олег собрал и высушил несколько веток, напоминающих миниатюрные бревна, и начал изучать, как с ними работать. Благо, неподалёку от его дома была большая библиотека. В книгах рассказывалось, что раньше этим природным материалом крыли крыши, и на этом всё. А дальше мастер народных промыслов начал сам искать ему применение.
Постепенно Олег Кожин начал делать фигурки из рогоза. Сначала мало что получалось, но он продолжал. Так, через полгода постоянного труда ему удалось сделать небольшую церквушку. Когда работа была завершена, мастер решил завязать с таким ремеслом – слишком много времени оно поглощает, слишком много сил…
- Но тут к нам в гости приехал родственник из Беларуси и попросил подарить ему фигурку. Я отдал, а взамен нее сделал для своего дома другую церквушку. Но и та впоследствии стала подарком – отдать её на память уговорила бывшая соседка,- вспоминает ремесленник.
Так взамен подаренным в доме стали появляться новые изделия, выполненные главой семьи собственными руками. А затем Олегу Кожину стала помогать в ремесле его супруга Анна.
Дело для души
С годами Олег Кожин только совершенствовал собственный метод. Приобрел оборудование для мастерской: токарные станки, шлифовальный круг, стационарный лобзик и другие профессиональные инструменты. Он даже сменил материал с рогоза, который быстро ветшает, на прочный камыш вида тростник обыкновенный.
- Это растение хуже поддаётся обработке, но не портится при падении изделия. Такой камыш ещё называют русским бамбуком, - рассказал мастер. - Я был увлечен своим хобби, делал разнообразные по форме фигурки. Но такие вещи нельзя ставить на поток, они единичны и трудоёмки по исполнению, а больших денег на них не заработать – все хотят купить подешевле.
Вскоре Олега Кожина заметили, начали приглашать на различные выставки и ярмарки. Сюжеты об уникальном мастере все чаще стали появляться в СМИ.
За несколько лет мастер народного промысла объездил половину России, участвуя в выставках, фестивалях и ярмарках. У него появились постоянные покупатели, которые приобретают его творения для личных коллекций. Среди них были не только соотечественники, но и иностранцы. Гости России обычно покупали фигурки на большой ярмарке в Москве.
- Бывало, по пять раз в год ездил на выставки в столицу. Учитывая то, что рабочий график у меня был двое суток через двое, удавалось везде успевать, - вспоминает Олег Кожин. – Встречал иностранцев в Волгограде, когда выставлял свои работы на Аллее Героев. Туристы тогда охотно приобретали сувенирные шкатулки в виде избушки на курьих ножках и сказочных теремов. В общей сложности порядка 150 таких вещиц уехали за границу.
Работы волжского ремесленника пользуются популярностью у ценителей декоративно-прикладного творчества и сегодня. Они продолжают радовать людей своей красотой и уникальностью. В 2024 году Олег Кожин участвовал фестивале «Русское поле», где занял третье место в номинации «Изделия из природных материалов» среди мастеров со всей России.
- Сейчас я могу выполнить 3-4 церквушки за месяц. И то, однотипные. На что-то новое нужно больше времени и сил. А стоимость одной работы составляет от 2 до 3 тысяч рублей, - признается ремесленник. – Если бы это было производство, то оно было бы нерентабельным. Это дело для души. Но, справедливости ради отмечу, что оно помогло нашей семье закрыть ипотеку.
Искусство, сохраняющее историю
Сегодня, в связи с искушенностью современного человека и доступностью любых видов товаров, работы волжского ремесленника привлекают внимание покупателей среднего и старшего возраста, которые ценят в них не только красоту, но и глубокую связь с культурным наследием родного края. Каждая деталь в этих уникальных интерьерных вещицах пронизана духом старины.
Хрупкая красота таких вещей вызывает ностальгию и заставляет задуматься о том, как быстро меняется мир вокруг. Молодежь интересуется подобным домашним декором лишь в качестве подарка для родителей. В то время как истинная ценность этих изделий заключается в их способности передавать историю и традиции.
К сожалению, метод Олега Кожина не имеет преемников. Его ремесло, основанное на глубоком понимании материала и уважении к народным традициям, постепенно уходит в прошлое. Каждое изделие становится не просто предметом декора, а частью истории, которая рисует картину жизни нашего края. Эти вещицы ручной работы оставляют след в сердцах тех, кто ценит всё настоящее.