Дочь легендарного художника Михаила Пышты, участвовавшего в восстановлении Сталинграда, рассказала неизвестные факты о рождении шедевров монументального искусства, которые до сих пор украшают Волгоград.
Михаил Пышта – автор невероятных мозаик в здании Центрального рынка «Приглашение гостей» и «Труженики поймы», а также триумфального панно на торце здания по улице Коммунистической, 21, посвященного победе в Сталинградской битве. Свою руку он приложил к мозаичному рельефу на центральном фасаде туристического вокзала «Мир вам», монументу на Алле Героев. В числе других талантливых художников - монументалистов он создавал эпичное панно «Энергия – народу» на Волжской ГЭС, которое по праву является ее визитной карточкой. И это только малая часть его наследия.
Фронтовик, выпускник Ленинградского высшего художественно - промышленного училища имени Мухиной Михаил Пышта после получения диплома был приглашен в Сталинград, чтобы восстанавливать из руин город мировой славы.
- Отец по натуре был очень авантюрным человеком, - рассказывает дочь, профессор ИАиС ВолгГТУ Екатерина Пышта. - Ему это предложение сразу показалось настолько заманчивым и интересным, что он даже не раздумывал. Сталинград нужно было отстраивать, оформлять, придать ему какой-то художественный облик. Размах для творчества - огромный. К тому же война закончилась, а он – молод, полон сил. В этой невероятной эйфории он и приехал сюда со своим однокурсником Николаем Барохой.
Первое время молодые художники занимались дорожными знаками, наглядной агитацией. Но совсем скоро поступил серьезный заказ – роспись стен фойе в здании Облсовпрофа. Объем работ был настолько огромный, что товарищи пригласили из Крыма еще одного своего однокурсника Юрия Боско.
- Они сделали там замечательные росписи в классических традициях стиля барокко, - говорит Екатерина Пышта. - Тогда пространственные живописные решения были очень популярны, много было сделано в стране подобных вещей. Именно в таком ключе шли поиски нового советского стиля. Но они закончились ничем, потому что достижения эпохи барокко можно было повторить, но дальше идти было просто некуда.
В зеркалах центральной стены Дворца профсоюзов они создали семь невероятных панно на тему того, как Сталинград встречает делегации всего мира, а также три панно, рассказывающих об Октябрьской революции с Лениным в центре и о революции на Востоке и в Африке.
- Туда бы туристов водить, чтобы показывать уникальную роспись, а там торгуют шубами, - сетует дочь легендарного художника.
Екатерина Пышта рассказывает, что в перерывах между монументальными работами отец писал исчезающие следы войны и портреты героев - восстановителей города. Самая известная его картина тех лет «Весна в Сталинграде», на ней - разрушенный город, в окопах жители мастерят себе жилища.
- Ему удалось передать состояние сталинградцев, которые пусть и живут в руинах, но зато под мирным небом. Везде обломки, пробитые насквозь здания, а люди радуются! Эту картину на «ура» принимали не только в Советском Союзе, но и в Чехословакии, Финляндии, Германии и Канаде.
За право декорировать стену плотины на Волжской ГЭС бились художники со всей страны. Волгоградская бригада, в составе которой были Пышта, Боско, Бароха, Малков и Голованов, обошли московских художников и скульпторов. Они сумели превратить бетон и осколки керамической плитки в произведение искусства под открытым небом.
Это панно потрясает не только своими размерами - 800 квадратных метров, но и сочетанием разных техник – мозаики и сграффито (когда рисунок процарапывается на верхнем тонком слое штукатурки до обнажения нижнего слоя). Тема произведения читается ясно: «Энергия миру, труду и прогрессу».

На открытии ГЭС Хрущев сказал, такой работы еще не видел. В тот момент никто и не вспомнил о том, что за неделю до торжественного события художники сбивали часть мозаики, увидев свои ошибки, а директор строительства ГЭС Александров грозился прикатить пушку с цементом и закидать раствором все полотно.
Обычно сюжет будущей мозаики прорисовывают на огромных листах картона, а затем на него выкладывается смальта, которая фиксируется марлей на декстриновый клей. Это позволяет переносить фрагменты на стену большими блоками. Но вот на ГЭС из-за отсутствия времени использовалась техника прямого набора. Изображение сразу выкладывали прямо на стене.
Сейчас это монументальное панно требует реставрации. От времени и воздействия погодных условий начала сыпаться мозаичная часть.
- Сграффито держится неплохо, потому что эта техника стойко переносит волгоградскую жару и морозы. А вот мозаика - более хрупкая в этом отношении, особенно если это сделано быстро. «Русгидро» обращался к нам по поводу реставрации, но пока все упирается в допуски для работ на высоте, которых у художников нет.
Во времена, когда ее отец трудился над панно, у художников его тоже не было. Но тогда этим никто и не озадачивался. Главное было сдать работу вовремя, ведь принимать приедет сам Хрущев.
Монументальные сюжеты предполагали изображение идейных лидеров государства, но после развенчания культа личности Сталина было решено убрать его из сюжетов. Росписи залов волгоградского железнодорожного вокзала, над которыми ранее работали Скрипков, Мельберт и Крылов, постигла такая же правка. Переписать фреску было поручено Пыште.
Он должен был «отца всех народов» превратить в простого рабочего. Кто именно позировал для этого заказа Екатерина Пышта не знает. Но в том, что это был точно не собирательный образ, она уверена. «Во времена сталинского ампира всегда позировали, - говорит она. – Для пространственного реализма обязательно использовалась какая-то натура».
Самым сложным, но при этом любимым проектом Пышты было создание двух мозаик в здании Центрального рынка, которые декорируют вентиляционные шахты. Над ними он трудился два года.
Необычная форма стоящих в центре рынка двух плоских стен требовала от художника изобретательности в композиции. Для динамики и экспрессии в полотне решено было сочетать смальту и кусочки керамической плитки разных размеров. Лица тружеников поймы и молодых девушек с угощениями в руках завораживают до сих пор. Екатерина Пышта уверена, что конкретных прототипов у них не было, это собирательный образ.
- Отец много ездил в пойму на этюды, и там писал портреты простых людей, которые трудились в полях, - говорит она. – Наверное, все эти черты врезались в его память. И потом он старался, чтобы вот эти лица загорелых, улыбчивых, радушных людей стали символом Волгограда.
Самым трудным в создании панно было найти нужные оттенки смальты и плитки. Последнюю создавали на «Волгоградском керамическом заводе», потребовалось почти полсотни цветов, выкраску которых Пышта контролировал лично.
В постсоветские годы мозаики рынка были скрыты от глаз гипсокартонными перегородками множества магазинов. Да и сегодня посетители могут увидеть лишь отдельные фрагменты монументальной работы. Большая часть остается закрыта стеллажами с товарами.
- К сожалению, не все понимают, что это нужно сохранить, что монументальное искусство советского периода – это вообще уникальное явление. Такое вряд ли когда-нибудь повторится, потому что сейчас нет ни возможностей, ни социального заказа, - говорит Екатерина Пышта.
Она вспоминает, что в советские годы 3% от любой стройки тратили на благоустройство и создание художественного облика. Это позволяло находить средства на грандиозные произведения искусства.
Еще одна яркая работа Михаила Пышты – панно на туристическом вокзале, Сегодня оно, увы, находится в плачевном состоянии. Планировалось, что туристов, приезжающих в город, будут встречать три девушки в окружении белых лебедей. Одна из них держит в руках символ мира - лавровую веточку.
Панно было очень сложным в производстве. Формы создавались из смеси гипса и цемента, потом вырезались рельефные части. После их крепления выкладывали мозаику.
Екатерина Пышта вспоминает, что вместе с младшим братом помогала отцу замешивать гипс для этого панно. Вообще, с малых лет они помогали родителям в работе. «Принеси краску такого цвета, подай вот ту баночку и так далее, - говорит Екатерина Пышта. - По сути дела, мы с братом выросли подмастерьями». Это и предопределило их судьбу. Сын профессионально занимается керамикой, а дочь преподает монументальное искусство в Волгоградском политехническом университете и работает с витражами.
- Когда ходите мимо работ, созданных отцом, то о чём думаете? Погружают они вас в воспоминания?
- Думаю о бренности всего нашего существования, - говорит она. – А по поводу воспоминаний, то вырабатывается иммунитет к такого рода эмоциям. Потому что очень многие работы в какой-то момент оказываются никому не нужными.
Одна из необычных, но мало кому известных работ Пышты – металлическая объёмно - пространственная перегородка со стеклом в Волгоградском цирке.
Ее изготавливали в художественном фонде по эскизу художника. В эту решётку вставлены эрклёзы - декоративное кусковое стекло с колотыми гранями. «Когда варят стекло, то на дне остается немного массы, которую невозможно выбрать. Она застывает и ее выкалывают из тигиля крупными кусками. Эти стеклянные глыбы отец вмонтировал в декоративную решетку» - объясняет Екатерина Пышта.

Сейчас идут работы по капремонту цирка, и понять, сохранилась ли эта работа, невозможно. По отдельным снимкам прошлых лет удалось обнаружить эту перегородку рядом с гардеробом, но в ней уже не было эрклезов. Работники цирка вспоминают, что первоначально конструкция располагалась возле касс, но потом ее перенесли к гардеробу. И скорее всего, при демонтаже стеклянные глыбы потерялись.
Самое грустное, что не сохранилось снимков этой работы. «Это меня удивляет до сих пор, что фотографий всяких разных у нас - целая куча. И бытовых, и из поездок по стране, и в другие страны мира. Но у большинства волгоградских художников и скульпторов нет вообще фотографий их работ. Или их самих, снятых на фоне работ», сетует Екатерина Пышта.
- У отца была очень интересная творческая жизнь, она начиналась ещё при Сталине, потом он работал, когда у власти были Хрущев, потом Брежнев. И под закат жизни, когда началась перестройка, все, что произошло – это был настоящий удар. Развалилась страна, никого уже не заботил внешний облик Волгограда, не стало заказов, стали ненужными уникальные специалисты и мощная база художественного фонда. Тогда он с головой ушел в преподавание, делясь своими знаниями и опытом с молодежью. С его легкой руки в «Горхозе» появилась специализация «монументально - декоративное искусство». Среди выпускников – талантливые художники, занятые в крупных проектах не только в нашем городе, но и в других регионах. В вузе они получили знания, а насмотренность сформировали, глядя на работы талантливых мастеров, украшавших наш город на протяжении нескольких десятилетий.
Кстати, эти монументальные работы – еще не до конца оцененное чудо советской эпохи. Это тысячи квадратных метров интерьеров и фасадов, отданных под полотна художников. Это музей под открытым небом, бесплатные выставочные залы, все то, что радует взгляд и привлекает туристов. Главное, все это сохранить, не рассыпав.