В Волгограде на ул. Социалистической, 34, среди построек времен СССР, скрывается уникальное историческое здание — начальная школа искусств №3. Это жемчужина поздней царицынской архитектуры, которая хранит в своих стенах отголоски прошлого, напоминая о времени, когда Царицын был еще полон надежд. Такие здания, как старинные книги, рассказывают любопытные истории о людях и событиях.
Здание было возведено в период с 1906 по 1912 год. Есть предположения краеведов, основанные на разговорах со старожилами города, что и до революции здесь тоже располагалась школа. Но что здесь было на самом деле? Кто построил здание? Что было вокруг?
Внешний вид строения радует глаз: высокие окна с изящными наличниками, сложные карнизы и характерные для царицынской архитектуры элементы декора.
- Для Царицына была характерна красно-кирпичная архитектура. В основном, тренд задавали специалисты-каменщики, - пояснил РИАЦ историк архитектуры, профессор ВолгГТУ Петр Олейников. – Проекты как таковые были в то время редки, их очень мало осталось в архиве. Поэтому манеры архитектуры диктовали мастера-строители.
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало, но в послевоенные годы его восстановили. Однако в процессе ремонта в 1968 году оно было частично перепланировано, и лишь старинные лестничные перила, сохранившиеся с дореволюционных времен, остаются единственным аутентичным элементом внутри строения.
- Среди переживших Сталинградскую битву зданий выделяется целая группа бывших жилых домов, которые в государственном реестре объектов культурного наследия имеют схожие «анонимные» названия: «Дом жилой», «Жилой дом», «Дом жилой купеческий», «Купеческий особняк» и тому подобное, - рассказал РИАЦ научный руководитель ООО «Научно-проектное объединение архитектуры, градостроительства и дизайна», член Союза архитекторов России Сергей Сена. – Редко, когда современным исследователям удается докопаться до имени заказчика здания. Такие наименования как «Дом инженера Царицынского трамвайного депо Евлампия Васильевича Снегирева» или «Дом мещанина А.А.Самохвалова» - скорее исключения. Еще реже становится известным имя архитектора или хотя бы артельщика – исполнителя строительного подряда. Тем не менее, каждый год приносит новые имена строителей Царицына- Сталинграда- Волгограда. Сами же здания, безусловно, являющиеся украшением города, как правило, уже не используются под первоначальные функции. В конце Социалистической улицы (ранее носившей название Космодемьянская) сохранилось кирпичное двухэтажное здание, в котором с 1961 года располагается Детская школа искусств №3. Как объект культурного наследия регионального значения здание именуется «Начальная школа. Школа искусств №3, начало ХХ века».
В середине – конце ХIХ века в этой части современного Ворошиловского района, носившего тогда народное название «Капказ», сформировались кварталы лесопильных заводов. Удивительно, но по объёму производства пиломатериалов Царицын уступал только Архангельску (и это в безлесной степной зоне!). Перед кварталами заводов в границах сегодняшних улиц: Баррикадная, Рабоче-Крестьянская, Иркутская, Социалистическая была сформирована огромная Сенная площадь, на которой продавалась различная сельскохозяйственная продукция, и, как следует из названия, в первую очередь сено.
- 28 августа 1894 года почти в центре площади была заложена Крестовоздвиженская церковь, освященная в сентябре 1903 года. «Коробка» здания церкви пережила Сталинградскую битву, но не пережила послевоенного восстановления города - была разобрана в 1947 году. На её месте был построен открытый плавательный бассейн, - добавил эксперт архитектурно-градостроительного и исторического наследия Волгоградской области Сергей Сена. - Интересующее нас здание было построено, когда площадь уже существовала. Пять кварталов формировали её восточный «фронт», один, но протяженный – южный. С западной стороны начинались лесопилки. С северной же стороны в связи с соединением Грязе-Царицынской железной дороги с Тихорецкой веткой Владикавказской железной дороги через виадук предстояла большая реконструкция с частичным сносом и хорошей компенсацией собственникам. Предстояло сформировать новый (северный) фронт и «наш герой» стал одним из первых. Совершенно очевидно, что первый этаж был нежилым – включал 2-3 небольшие лавки (возможно, с подвалами), а второй этаж (предположительно) мог быть конторой, служебным жильем или гостиницей. У здания была стропильная крыша, покрытая жестью. Фасады декорированы традиционными для конца XIX века деталями, выполненными из кирпича точением. Выразительность зданию придают оформленные наличниками с прямыми сандриками окна 1 и 2 этажей и междуэтажный декоративный пояс. На фасаде ясно читается местоположение лестничной клетки. Завершаются фасады карнизами большого выноса.
Ближайшими к этому зданию были лесопилки купцов Тимофеева, Чернышова, Кленова, Бондарука.
«Возможно, кто-то из них и построил этот дом, - предполагает эксперт. - В любом случае, он был связан с деятельностью известных граждан Царицына».
Однако, доподлинно это пока неизвестно. Возможно, позже история приоткроет больше информации про этот прекрасный дом.
Сегодня, проходя мимо этого старинного здания, невозможно не ощутить его магнетизм. Оно вызывает восхищение, заставляя задуматься о том, как много историй скрыто за его стенами. Старинные здания, подобные этому, не просто архитектурные памятники; они — хранители культурной памяти. И сейчас они вдохновляют новое поколение музыкантов и художников. Внутри школы звучат мелодии, которые переплетаются с историей, создавая уникальную атмосферу творчества и искусства. Начальная школа искусств №3 — это не просто учебное заведение; это место, где встречаются прошлое и будущее, а старинные стены продолжают рассказывать свои истории тем, кто готов их услышать.
Небольшой домик в Кировском районе города-героя стал настоящей сокровищницей для любителей музыки и истории, сохранившей множество редких экспонатов, которые рассказывают о богатом наследии музыкального искусства.
В сердце Волгограда, в здании Центрального рынка, расположены два мозаичных панно, созданных талантливым и знаменитым художником и монументалистом Михаилом Пыштой в 1973 году: «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Эти произведения искусства не просто были украшением торгового зала, но стали символами трудолюбия и гостеприимства, олицетворяя дух своего времени.