В селе Солодча Ольховского района обнаружен удивительный артефакт - расколотый пополам мраморный памятник. На нем выбито имя Федора Николаевича Мельникова – ротмистра Лейб-Гвардии Казачьего полка.
Его сын - Михаил Федорович Мельников был участником сражений Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов, а впоследствии практически бессменным Царицынским предводителем дворянства.
Деревня Стефанидовка Ольховского района была их родовым гнездом. Кстати, название она получила, по одной из версий, по имени младшей сестры Федора Николаевича Мельникова – Стефаниды Николаевны, рожденной в 1841 году. По документальным свидетельствам, в 1904 году в этой деревне у Мельниковых гостил сам Петр Столыпин.
- Да это же Стефанидовский барин! Из соседней деревни! – рассказывают местные жители Солодчи про находку. – Его могилу коммунисты давным-давно разворотили, а плиту выбросили за ограду кладбища.
Долгие годы плита валялась у всех на виду, потихоньку врастая в землю, прячась за высокой травой летом и в сугробах зимой. И в один прекрасный момент исчезла. Может, совсем с землей сравнялась? Поискали ее, не нашли и махнули рукой. Кому она нужна!
Кстати, могила барина Мельникова - не единственная пострадавшая в тех краях от рук людей, воинственно настроенных против старого режима. В селе неподалеку – в Захаровке – могилу барина, расположенную на меловой горе, просто взорвали. Могильный камень сбросили с высоты. Он вплоть до 1980-х годов валялся у подножия горы, а потом бесследно исчез.
Могиле Мельникова повезло больше. Его плиту неравнодушные жители Солодчи принесли в школьный музей, который, по иронии судьбы, тогда располагался в Доме пионеров. Там переломанные куски мрамора сложили в подсобке, где они долгие годы были спрятаны от людских глаз.
Что делать с этим историческим наследием просто не знали. В самом деле, не выставлять же могильный камень в школьном музее, здесь ему совсем не место. И кому отдать, когда он никому не нужен? Это же не милая скульптура из мрамора «Девушки-весны», датируемая 1913 годом - тоже принесенной из Мельниковской усадьбы.
Но могильная плита оказалась настоящей потайной дверцей, за которой - целая история об интереснейшей семье Мельниковых.
О самом Федоре Николаевиче Мельникове известно немного - родился он в 1826 году. В возрасте 20 лет был зачислен корнетом Лейб-Гвардии в Казачий полк. А в 1857 году вышел в отставку в чине ротмистра, участвовал в Восточной войне 1853-1856 годов. Его супругой была Александра Михайловна Кузнецова - фрейлина Двора Его Императорского Величества.
Куда больше известно про его сына – Михаила Федоровича. Он жил с женой и тремя дочерями – Александрой, Варварой и Надеждой – в родовом поместье в деревне Стефанидовке. По архивным данным, в разные годы во владении помещиков Мельниковых было от 1400 до 5800 десятин земли (от 1,5 га до 6 га).
За отличие в делах с турками Михаил Федорович награжден Орденом Св. Анны 4-й степени «За Храбрость». А по выходе в отставку ему был пожалован мундир. С 1892 года Мельникова-сына выбирают уездным предводителем дворянства Царицынского уезда Саратовской губернии. Нужно сказать, что предводители избирались на три года и служили без вознаграждения, что делало эту должность почетной. Уездный предводитель дворянства, кроме исполнения им собственно дворянских сословных обязанностей, был активно вовлечен в общегосударственную деятельность, участвуя во множестве комиссий, осуществлявших власть в уезде. На этой должности Мельников-сын был практически бессменно.
Служебных обязанностей на Мельникове было крайне много, ему приходилось часто находиться вдали от дома и семьи. По документальным свидетельствам, в 1895 году он практически постоянно живет в Царицыне, а в 1911 году - на станции Липовка Ольховского района (Юго-Восточной железной дороги).
Один из самых известных и влиятельных политиков уходящей Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин в 1904 году гостил у Мельниковых, будучи по делам в Камышинском и Царицынском уездах. Тогда Столыпин был на посту губернатора Саратовской губернии.
Из Стефанидовки он писал своей жене: «Царицынский уезд такая дичь и пустыня – кроме полыни и верблюдов ничего нет. На мое счастье, зной не очень велик, так что еще возможно работать; сегодня, однако, уже с утра градусов 30 в тени. Я тут отдохнул у гостеприимного Михаила Федоровича Мельникова. У него оазис – река, сад и чудный дом с полнейшим комфортом, так что я отлично выспался и отдохнул».
Пока мраморный артефакт продолжает лежать в подсобке. Тяжеленую глыбу не поднять в одиночку. В ближайшее время его планируют передать в местный храм Солодчи «Покрова Пресвятой Богородицы». Чтобы там люди могли увидеть плиту Стефанидовского барина и прикоснуться к живой истории. Возможно, когда пойдет молва о том, что могильная плита Мельникова нашла свое пристанище в церкви, обнаружится и памятник с могилы Захаровского барина. Будем в это верить!
Небольшой домик в Кировском районе города-героя стал настоящей сокровищницей для любителей музыки и истории, сохранившей множество редких экспонатов, которые рассказывают о богатом наследии музыкального искусства.