140977

Поучительное путешествие из Волгограда-2022 в Царицын-1606, в бунты и распри

#Наши люди 24 Февраля 2022, 07:32 Владимир Апаликов / Наши люди
На фото: Царицын начала 17 века
0 1132

Есть ли в Волгограде желающие попасть в Царицын 1606 года? Если да, то милости прошу, устраивайтесь поудобнее — сейчас, как говорится, рванём.

 

Поехали!

 

На край света и дальше

 

Вот она — Волга начала 17 века. Простор, ширь — дух захватывает. В августовском небе — ни облачка. Солнце жарит во всю мочь, аж побелело от своего же пекла. А может, бесится от того, что никак не может достать людей, спрятавшихся под навесами на множестве судов. Огромный караван подплывает к Царицыну, городку, не так давно отстроенному на круче у впадения речки Царицы в Волгу.

 

В караване — не менее пяти сотен судов: струги, лодки, плоты… Людей — около двух тысяч. Кого тут только нет! Классик потом скажет, будто о них: «Какая смесь одежд и лиц, племён, наречий, состояний!» Государевы слуги, дворяне, купцы, нехристи в высоких тюрбанах и халатах, толмачи-переводчики…

 

Много стрельцов, они же берутся и за вёсла. Особым почтением окружена большая лодка на 12 гребцов. На Волге такие называются каторгами. Почтение относится не к лодке, конечно — к её пассажирам. Их пятеро. Обряжены в диковинные белые балахоны с капюшонами. Устроились у борта, оглядывают проплывающие берега, долдонят что-то по-своему.



 

Монахи ордена кармелитов, посланцы самого римского папы Климента VIII, забрались на край света. И намерены двигаться ещё дальше.

 

Здесь, наверное, нужно сделать отступление, чтобы объяснить, откуда они и зачем появились у стен Царицына.

 

Отправился караван вниз по матушке по Волге

 

В те времена в большую силу вошла Османская империя — Турция по-нынешнему. Католический мир с тревогой взирал на то, как воинственные османы на суше и на море отхватывают в свои владения всё новые и новые территории. Для борьбы с хищниками римский папа задумал создать союз Священной Римской империи с Россией и Персией, чтобы вместе обуздать и прищучить эту самую Османскую империю. Для того и направил миссию кармелитов в Московию и Персию.

 

Монашеский орден славился своим рвением на пути обращения еретиков по всему свету в истинную, то есть католическую веру. Лучшего прикрытия для истинных целей папы римского нельзя было и придумать.

  

Димитрий с супругой Мариной Мнишек


В марте 1606 года монахи были уже в Москве, принимал их сам великий государь Димитрий Иванович. Тот самый, кого поздние историки обзовут Лжедмитрием Первым. Правил он на Руси всего лишь 11 месяцев, но успел показать себя вполне вменяемым правителем, в отличие от многих после него.

 

На данном историческом отрезке интересы Русской державы и папы римского полностью совпадали — туркам нужно было дать укорот. Потому царь принял монахов с дорогой душой. Включил их в состав своего посольства во главе с близким ему воеводой князем Иваном Петровичем Ромодановским, что ещё раз показывало важность предстоящего дела. Иван Петрович встречал на границе и сопровождал до Москвы Марину Мнишек, ставшую женой Димитрию. И на свадьбе сидел рядом с августейшей четой. Вот такой приближённый и, казалось бы, преданный человек возглавлял посольство.

 

В товарищи ему, то бишь в заместители, был назначен выборный дворянин Есипов. Не так родовит, не так знаменит, не так, должно быть, и предан царю Димитрию. А на деле вышло всё наоборот. Но не будем забегать вперёд.

 

Сражение развернулось нешуточное

 

Царь снабдил монахов именным указом, строго-настрого наказав воеводам на местах всячески помогать латинянам, несмотря на их поганую веру. И отправился караван вниз по матушке, по Волге аж до самой Персии, склонить тамошнего шаха Аббаса к дружбе против нехороших османов. Но в Казани догнала депутацию негаданная весть: в Москве был убит царь Димитрий, на престол взошёл главный заговорщик Василий Шуйский.

 

Широк был Димитрий. Ведь этого царя Ваську, как его непочтительно именовали современники, в бытность его боярином должны были казнить за крамолы, да царь помиловал. Оказалось, на свою голову.

 

Обмыслив полученные новости, Ромодановский тут же присягнул новому повелителю, ещё и наябедничал на монахов: дескать, вот они-то самозванца доселе почитают царём, надо бы их неразумные головы с плеч-то посшибать, чтобы впредь знали, кого величать.

 

Но Василию Шуйскому не с руки было ссориться с Европой и с римским папой. А потому он прислал посольству точно такие же указы, как и Димитрий, только имя его вымарал, а своё вставил. Есипов же, как показали дальнейшие события, остался верен имени убиенного царя. С тем и отправилось посольство дальше. И спустилось по великой реке до замечательного града Царицына.

 

Отец Павел-Симон. Фото из книги И.В. Магилиной "Посольство монахов-кармелитов в России"


Глава миссии отец Павел-Симон вёл подробный дневник, благодаря чему мы имеем возможность познакомиться с тем, как жили, чем дышали наши далёкие пращуры.

 

В это время объявился на Руси так называемый Лжедмитрий Второй, будто бы чудесно спасшийся от рук злодеев-заговорщиков настоящий царь Димитрий. А в низовьях Волги пошёл гулять с ватагой казаков некто Пётр, объявивший себя братом Димитрия. Он захватил Астрахань, побил тамошнее начальство и встал на Волге накрепко. Шуйский направил войско, дабы привести бунтовщиков в покорность и, как бы сейчас сказали, вернуть в конституционное пространство. Сражение под городскими стенами развернулось нешуточное. Правительственным войскам взять Астрахань не удалось, они перешли к осаде.

 

За предков обидно!

 

Монахам пришлось задержаться в Царицыне. Думали — ненадолго. А прожили да промучились здесь целый год. И вот что писал отец Павел-Симон о нашем городе и его тогдашних обитателях: «Царицын в те времена был мало чем примечателен. Он насчитывал более сотни домов. Была там, однако, крепость, но она казалась более пригодной содержать мародёров, чем оказывать сопротивление корпусу регулярных войск».

 

Население состояло, в основном, из стрельцов, занятых службой и лишённых возможности вести собственное хозяйство. Так что, когда развернулись военные действия, в городе стало катастрофически не хватать продовольствия. Монахи оказались предоставлены сами себе, злопамятный Ромодановский лишил их даже того скудного пайка, который был положен им по царской милости. Кармелиты вместе с переводчиками (всего — 8 человек) ютились в одной комнатке, в которой не было 4 метров, отчаянно голодали, болели. Однако же стойко переносили тяготы папской службы.

 

Но более всего, как они признавались, их тяготили страдания не столько физические, сколько нравственные. Проистекавшие от общения с окружающими туземцами. В своём дневнике они не жалеют бранных слов в адрес наших предков. Они-де и неотёсанные, и жуликоватые, и лживые — словом, дикари-варвары, погрязшие в пьянстве и распутстве.

 

Монахов, например, в самое сердце поразило отношение к службе местного священника. На причастии он предлагал прихожанам прокисшее вино. Это привело в ужас благочестивых кармелитов, они принялись укорять нерадивого служителя, умоляя его прекратить вопиющее богохульство. На что тот невозмутимо ответил, что всё и без сопливых сам знает и понимает, но не хочет лишаться вознаграждения за проведение обрядов.

 

«Если духовенство находилось в такой деградации, нужно ли было удивляться тому, что миряне обоих полов под влиянием столь пагубных примеров в свою очередь предавались самым ужасным порокам и безудержной вольности. От всего этого наши миссионеры постоянно испытывали тяжесть в сердце, а глаза наполнялись слезами», — записано в дневнике.

 

Согласитесь, довольно неприятно читать подобные обличения. Пусть они касаются давно минувших дней, да всё равно ведь обидно за предков.

 

Но давайте зададимся вопросом: смогли бы царицынцы, будь они смиренными и богобоязненными, устоять на Переволоке, куда веками устремлялись захватчики всех видов и вероисповеданий? Попробуй-ка тут любить врагов своих, с готовностью подставляя щёки для битья. Нет уж, милые мои, в наших немилосердных местах только и могла постоять за себя и за державу вот такая вольница, не боящаяся ни Бога, ни чёрта.

 

Под утро бунт понёсся вскачь

 

Да к тому же, скорее всего, и привирали святые отцы. Приходилось-то им действительно тяжко. Кого же и винить в многочисленных напастях, как не окружающих?

 

В довершение ко всем бедам, зимой обрушилась на монахов цинга. Жуткая болезнь, заживо пожирающая человека. Двое миссионеров упокоились на местном кладбище. Трое сумели выжить.

 

А знаете, кто им помог? Да те же распутные звероватые жители Царицына. Лечили их своими проверенными средствами: давали вино с растолчёнными в нём головками чеснока. Правда, монахи и тут остались недовольны: вино им показалось отвратительным, а чеснок — уж больно вонючим.

 

Тем не менее зиму удалось пережить и встретить весну. Вместе с ней в город нагрянули посланцы Лжедмитрия, призывая народ сбросить правителей от Шуйского и примкнуть к истинному государю.

 

И грянул в Царицыне тот самый народный бунт, бессмысленный и беспощадный.

 

В ночь перед восстанием к монахам пришли царицынцы, чтобы предупредить о грядущем мятеже и заверить, что им самим не причинят никакого вреда.

 

Ох уж эти недотёпы! Ну вот к чему им это было надо? Неужто своих дел не имелось перед столь ответственным предприятием? Цивилизованный европеец на их месте как раз бы и занялся своими насущными потребностями. А эти… Зачем-то не поленились обнадёжить людей, их же и ненавидящих. Да что и взять с варваров?

 

Под утро бунт понёсся вскачь. Поднялся весь город, власть была сметена в один момент. Воеводу Ромодановского восставшие потом казнили. Царицын заняли войска самозванца. Монахам же разрешили двигаться дальше. Чтобы исполнить свою миссию, им ещё пришлось претерпеть множество приключений, но они её выполнили.

 

Однако это уже совсем другая история.

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Единственный в регионе детский духовой оркестр кует кадры для Большого театра
Единственный в регионе детский духовой оркестр кует кадры для Большого театра
В станице Преображенской Киквидзенского района без малого полвека существует детский духовой оркестр при местной музыкальной школе. Корреспондентам РИАЦ посчастливилось попасть на репетицию музыкального коллектива.
#Наши люди 31.05.2022
Хранители Старины. Камышинская мастерица создает игрушки по истории края
Хранители Старины. Камышинская мастерица создает игрушки по истории края
Ежегодно Татьяна Сюсина представляет свои работы на различных фестивалях и выставках, в том числе в других регионах, участвует в конкурсах, имеет множество дипломов. Ее опыт перенимают и дети, и взрослые, а сама хранительница местных традиций мечтает о создании музея авторской куклы с мастерской, в которой будут изготавливаться сувениры для посетителей.
#Наши люди 20.05.2022
«Ни о чем не жалею!»: выпускник волгоградского меда оставил блестящие перспективы в городе ради работы «на селе»
«Ни о чем не жалею!»: выпускник волгоградского меда оставил блестящие перспективы в городе ради работы «на селе»
Блестящие горизонты открывались перед 24-летним выпускником Волгоградского медицинского университета: уехать в Санкт-Петербург, чтобы пройти там ординатуру по узкому профилю «реаниматология-перфузиология» или совершенствоваться по выбранному направлению в Волгоградской областной детской клинической больнице среди лучших специалистов региона. Но он выбрал третий путь – работу в сельской местности по программе «Земский доктор».
#Наши люди 19.05.2022
Семейные фотосессии волгоградцев разместят на билбордах в России
Семейные фотосессии волгоградцев разместят на билбордах в России
Это своего  рода  ответ адептам модного сегодня направления «чайлфри», разделяющим идеологию сознательного нежелания иметь детей и индивидуалистам, впитавшим из соцсетей стереотипы потребительского существования, типа «Бери от жизни всё!».
#Наши люди 18.05.2022
В фильме про Иосифа Гамеля снялись волгоградские актеры
В фильме про Иосифа Гамеля снялись волгоградские актеры
В «Старой Сарепте» корреспонденты РИАЦ понаблюдали за ходом создания документально-постановочного фильма о нашем земляке - видном российском ученом, докторе медицины Иосифе Гамеле.
#Наши люди 21.04.2022
Героини Сталинграда: три жизни, три смерти, три бессмертия
Героини Сталинграда: три жизни, три смерти, три бессмертия
Мамаев курган в Волгограде по праву считается главной высотой России.
#Наши люди 08.03.2022
Топ новостей
Опрос