138126

Таран капитана Елисеева: больше вопросов, чем ответов

#Наши люди 4 Декабря 2021, 08:31 Владимир Апаликов / Наши люди
0 232

Ровно 48 лет назад, 28 ноября 1973 года, на южной границе тогдашнего СССР был совершён первый в истории авиации таран на сверхзвуковых скоростях. Сделал это наш земляк, уроженец Сталинграда Геннадий Елисеев. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Посмертно.

 

И начинаются странности

 

Тогда о таране широко не говорили. Но в каждой авиационной части, в ленинских комнатах вывешивались стенды с портретом отважного капитана и кратким описанием подвига. Это был несомненно подвиг — Геннадий Елисеев, которому не исполнилось ещё и 37 лет, в мирное время не пожалел жизни, выполняя свой воинский долг.

 

Его останки привезли на родину, лётчик похоронен на Дмитровском кладбище. В Волгограде именем капитана Елисеева назвали улицу в Ворошиловском районе. И тут сразу начинаются странности.

 

Здесь на доме № 19 размещена мемориальная доска, на которой начертано: «Эта улица названа именем Героя Советского Союза лётчика-истребителя капитана Елисеева Геннадия Николаевича, совершившего подвиг при исполнении служебного долга».

 

Столь расплывчатое определение, наверное, объясняется сугубой секретностью, принятой в те времена. Но ведь прошло уже почти полвека, можно уже и подправить надпись, чтобы сообщить людям, о каком конкретно подвиге идёт речь — он того заслуживает.

 

Тем более что доска и без того нуждается в исправлении. Потому хотя бы, что на ней датой совершения подвига названо 20, а не 28 ноября, как было на самом деле.

 

Ведь сумели же по-человечески помянуть героя в маленьком белорусском городке Берёза, где несколько лет прослужил капитан Елисеев. На доме, где он жил, размещена именно памятная доска — такая, какой она должна быть,

 

На скорости около 1700 км/час

 

Нашего лётчика ставили в пример, воспитывая советских асов. Но, как часто бывало в системе тогдашнего военно-патриотического воспитания, политработники из лучших побуждений несколько перестарались, всеми силами возвеличивая подвиг лётчика. Оттого возникло множество нестыковок.

 

Вдобавок, к посмертной славе не преминули примазаться разного рода «очевидцы» и «сослуживцы», и в результате сегодня в истории первого сверхзвукового тарана имеется больше вопросов, чем ответов.

 

Давайте вместе попробуем разобраться. Для этого вначале взглянем на карту.



 

Итак — 28 ноября 1973 года. В 12.20 в частях Бакинского округа противовоздушной обороны получено сообщение о возможном нарушении границы иранским самолётом RF-4C «Фантом». Его взлёт был своевременно зафиксирован с аэродрома Тебриз (отмечен зелёным цветом) и прослежен до нарушения советской границы у основания так называемого Муганского выступа (отмечен жёлтым).



 

По прямой это 95 километров. «Фантом» пересёк советскую границу и пошёл вглубь Азербайджана. Это был разведчик, оснащённый совершенной по тем временам, аппаратурой. С аэродрома в Марнеули (отмечен синим) на перехват был поднят наш истребитель. Но внезапно на наземном пункте наблюдения отказало электричество (и смех, и грех, ей-Богу!), и перехватчик вынужден был вернуться.

 

С большим опозданием в 350 километрах от границы СССР с аэродрома в Вазиани (под Тбилиси, отмечен красным цветом) в воздух поднялся МиГ-21СМ капитана Елисеева, его вёл уже другой пункт наблюдения. Наш лётчик вышел на цель, нарушитель развернулся и устремился назад к границе.



 

Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты одну за другой. Обе прошли мимо (?). Пушка молчала (??). И тогда в 13.15 последовал таран. На скорости около 1700 км/час, почти в полтора раза выше скорости звука. Невероятно! Нужно быть отменным асом, чтобы совершить такое.



 

Капитан Елисеев погиб. Два лётчика разрушившегося «Фантома» — иранец Шокухния и американец Сандерс — катапультировались и были задержаны на земле.

 

А теперь к вопросам

 

Вот такая печальная история в кратком изложении. А теперь к вопросам. И первый: где произошёл таран?

 

Казалось бы, ясно: если нарушитель был сбит уже близко от советской границы, то это могло быть либо над Азербайджаном, либо над Арменией, поскольку у Грузии общей границы с Ираном нет. На это указывают и многие комментаторы.

 

Но также многие источники, в том числе и вездесущая Википедия, говорят о том, что местом гибели героя-капитана стала территории Грузинской ССР. Конкретно — недалеко от Вазиани. В его окрестностях на месте падения обломков МиГа был даже установлен памятник, около него детей принимали в пионеры.

 

Некоторые источники рассказывают о том, что таран произошёл над Арменией, и именно армянские крестьяне задерживали двух спасшихся лётчиков.

 

Однозначного ответа на вопрос, где всё-таки произошёл таран, нет.

 

Задержанных через 16 дней передали Ирану. И здесь также возникают вопросы. Если это действительно были разведчики, почему они были отпущены, а не судимы? В 1960 году над СССР был сбит американский лётчик-шпион Пауэрс. Его судили и дали 10 лет. А тут, гуляйте себе восвояси?

 

Кто-то говорит, что их обменяли на советских разведчиков, но без упоминания имён. Кстати сказать, Пауэрса через два года тоже обменяли. На легендарного советского разведчика Рудольфа Абеля. Как видите, про тот обмен известны все детали. Ну, во всяком случае, основные. В нашем случае — туман.

 

А у кого-то родилось вовсе уж фантастическое объяснение, что нарушителей обменяли на разведданные с советского спутника, случайно приземлившегося (?!) в Иране. Тут уж только руками развести.

 

Кстати сказать, лётчик Кокухния всё же не миновал смертельного удара от нашего МиГа-21. Он был сбит в ходе ирано-иракской войны 1982 года и погиб.

 

Что произошло с советским оружием?

 

Но вернёмся к нашей истории. Что такое произошло с советским оружием? Почему ракеты не попали в цель?

 

Здесь также наблюдается разноголосица. Говорят о несовершенстве тогдашнего советского ракетного вооружения, о хитроумных уловках иранского самолёта. И даже о том, что советский механик, будучи с похмелья, не подготовил должным образом ракеты к пуску. Вроде бы, по его же вине не стреляла и пушка, которую он забыл зарядить. Некоторые источники уверяют, что злополучного механика потом судили и дали 10 лет.

 

Конечно, всё это очень похоже на наше извечное головотяпство. Но чтобы уж до такой степени — это уж извините-подвиньтесь.

 

По-разному рассказывают и о гибели самолёта Елисеева. По одним источникам, он всей массой ударил по нарушителю, взорвался и развалился в воздухе. Однако, любопытно, как же в таком случае удалось спастись иностранным лётчикам?

 

По другим сообщениям, МиГ после удара плавно спланировал и врезался в гору. Лётчик в момент тарана ударился головой о приборную доску, потерял сознание и не мог управлять самолётом.

 

И здесь нет окончательного ответа.

 

Кто принимал решение о таране?

 

Наконец, главный, быть может, вопрос: кто принимал решение о таране? Несколько «очевидцев», по их уверениям, находившихся в трагический момент на командном пункте, уверяли, что приказ отдала земля. Некий капитан Тёмный, ведший самолёт, так и приказал: «На таран!» И успел посоветовать ещё, бить плоскостями по хвосту. На что капитан Елисеев без промедления ответил: «Есть, выполняю!»

 

Другие — тоже «очевидцы» с КП — утверждают, что земля давала лишь приказ, остановить нарушителя любой ценой, и капитан принял решение о таране сам, поскольку не мог упустить нарушителя, это было делом его совести.

 

Прояснить и этот вопрос — увы, невозможно: магнитофонная запись о переговорах с лётчиком непостижимым образом исчезла. И по этому поводу снова возникают вопросы.

 

Непреложным фактом остаётся одно: был на Земле лётчик, который до конца остался верен присяге и чести. Весь поединок длился всего три минуты. И что вошло в них, знает только сам Герой — Геннадий Николаевич Елисеев.

Опрос от РИАЦ

В преддверии Международного дня образования поделитесь, пожалуйста, своим мнением по поводу важности получения современным человеком образования в течение всей жизни.

Пройти опрос

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Как врач-новатор стал тренером волгоградского «Трактора»
Как врач-новатор стал тренером волгоградского «Трактора»
От участника Второй мировой до футбольного тренера и преподавателя.
#Наши люди 19.01.2022
Васильев вечер и Святки: как предки волгоградцев проводили самое чудесное время в году
Васильев вечер и Святки: как предки волгоградцев проводили самое чудесное время в году
О том, как предки современных жителей региона проводили Святки, RIAC34.RU узнал у местных краеведов и представителей культуры.
#Наши люди 13.01.2022
В Волгограде спортсменам и многодетным семьям вручили заслуженные награды
В Волгограде спортсменам и многодетным семьям вручили заслуженные награды
Сегодня в Волгоградской городской Думе чествовали спортсменов с ограниченными возможностями и многодетные семьи.
#Наши люди 27.12.2021
Виктор Чернов: жизнь в борьбе со штормом
Виктор Чернов: жизнь в борьбе со штормом
Ах, как любили эту историческую сцену советские кинодеятели!
#Наши люди 26.12.2021
 Аромат Волгоградской области, или как крестьянин занялся продвижением снадобий после общения с президентом
Аромат Волгоградской области, или как крестьянин занялся продвижением снадобий после общения с президентом
Соприкоснуться с историей края можно в моменте – через глоток приготовленного на горячем песке отвара душистых сборов Междуречья Волги и Дона.
#Наши люди 13.12.2021
Топ новостей
Опрос
В преддверии Международного дня образования поделитесь, пожалуйста, своим мнением по поводу важности получения современным человеком образования в течение всей жизни. 21.01.2022
Ссылка на страницу опроса:  vote-134
Опрос В преддверии Международного дня образования поделитесь, пожалуйста, своим мнением по поводу важности получения современным человеком образования в течение всей жизни. Пройти опрос
Планируете ли Вы принимать участие в крещенских купаниях? 19.01.2022
Ссылка на страницу опроса:  vote-133
Опрос Планируете ли Вы принимать участие в крещенских купаниях? Пройти опрос