О Святой горе, судя по всему, было известно далеко за пределами Российской империи. Так, крестьянин, всё-таки достигший описанного места, обошёл меловое нагорье вдоль и поперёк, но не смог найти вход в древний скит. Отчаявшись, он было уже начал путь в обратном направлении, как встретил старцев с Афона, пришедших к Святой горе. На просьбу Андрея Ветрова раскрыть тайну входа в пещеры, те насторожились и сказали лишь, что время их ещё не пришло. Как можно догадаться, в этот период монастырь здесь так и не был создан.
Обитель древних пустынников
Даже примерная дата основания пещер, к сожалению, неизвестна. По одному из предположений, возраст рукотворных подземелий в окрестностях Ольховки превышает четыре сотни лет, а возможно и ещё больше… Примерно в одно время на юге России появилось множество подобных объектов. Вполне вероятно, что когда-то в попытке избежать гонений, сюда переселились отшельники из Средиземноморья.
Среди исследователей существует множество предположений о хронологии переселения. Кто-то считает, что это могло произойти в 8 веке во времена византийского иконоборчества, а некоторые краеведы предполагают, что создание монашеских скитов произошло в 17 столетии, в период гонений православных верующих католиками.
Таинственная община села Безродное
Точно так же, как неизвестна дата создания пещер, неизвестна и причина, по которой отшельники их покинули, запечатав большую часть входов. Покрыт завесой тайны и период, следующий за путешествием к Святой горе Андрея Ветрова. Дальнейшие письменные упоминания местных подземелий появляются лишь в 19 веке и связаны с так называемыми сектантами.
В этот период неподалёку от Царицына, на территории, где ныне расположился город Волжский, находилось село Безродное. Здесь во второй половине 19 столетия обосновалась община христиан, отошедших от канонов центральной ветви русского православия. Верующие обладали необычайными познаниями и всего за несколько лет создали в поселении подземную обитель, внутреннее устройство которой во многом повторяло устройство Киево-Печерской лавры.
В конце 19 века часть членов общины была изгнана из Безродного и переселилась на территорию в окрестностях современного села Каменный брод, где в это время продолжалось обустройство монастыря, всё-таки начатое в 1860 году.
Согласно дошедшим до нас письменным свидетельствам, разместились изгнанники «в горе, близ Каменноброденского монастыря» и какое-то время почитались за проповедников. Однако в конце концов у отшельников произошёл конфликт с настоятельницей монастыря, после чего их навсегда изгнали из подземелий и вновь завалили входы.
Тёмные времена
На каком-то этапе создания православной обидели у подножья меловых гор, монахини вновь отворили подземелья и даже вместе с послушниками обустроили тайные ходы, ведущие в пещеры прямиком из зданий монастыря.
По воспоминаниям старожилов села Каменный Брод, комплекс пещер имеет как минимум два-три яруса и множество ответвлений. Также они описывали подземную залу, куда прихожане попадали через колодец первого яруса. Здесь располагался каменный круглый стол, в середине которого находилась выточенная чаша для масла или святой воды. Окружали стол вырезанные из каменной породы сидения. Кроме того, некоторые очевидцы даже рассказывали удивительные подробности, будто бы одно из ответвлений второго яруса приводило к некой карстовой пустоте, где текла подземная река, через которую был перекинут мост. Также очевидцы вспоминали кельи, а также вырезанные на стенах святые лики и распятия.
Помимо ходов, ведущих непосредственно из самого монастыря, подземелья имели ещё два входа: первый выходил к реке Иловая, а второй – находился в нескольких километрах от обители и был направлен в сторону Михайловки. К сожалению, в настоящее время известен лишь один проход в древний скит.
По слухам, на заре советского лихолетья, монахини, предчувствуя надвигающуюся на монастырь опасность, спрятали иконы и убранство алтаря Троицкого собора в одном из нижних ярусов пещер, запечатав вход туда особым образом. Это иначе как провидением назвать сложно, ведь в скором времени главный храм монастыря был взорван коммунистами, а монастырь расформирован - на его месте будто бы в качестве издёвки было размещено предприятие по разведению лошадей.
Удивительно, но несмотря на все усилия, к открытым пещерам продолжалось паломничество, и советская власть решилась на отчаянные меры – переходы и внутренние ответвления нижних ярусов подземелий были обрушены, а оставшаяся часть завалена песком.
Надежда на возрождение
Вновь пещеры были обретены во второй половине 20 века. В 1984 году в окрестностях Ольховки работала группа спелеологов, которая обнаружила и раскопала один из входов, ведущий на верхний ярус пещер, однако настоящее их возрождение началось лишь в середине 90-х годов, когда земли Госконюшни были возвращены духовенству.
Сегодня посетителям доступно лишь левое крыло первого яруса скита. Несмотря на то, что это лишь малая часть обители древних пустынников, даже она впечатляет своим размахом – общая протяжённость расчищенных ходов превышает две сотни метров. Здесь находятся подземные галереи, колодец, ведущий на второй ярус, а также доступна часть подземной церкви.
К сожалению, попасть в глубины подземелья сейчас невозможно – в начале 2000-х годов на второй ярус можно было спуститься через специальное отверстие в основании одной из галерей, однако из-за опасности этого спуска священнослужители вынуждены были ограничить туда проход. К тому же значительная часть второго яруса всё ещё остаётся засыпана песком и ожидает своего часа.
Многие проходы верховья подземелья будто бы обрываются и изнутри закрыты огромными валунами, структура и внешний вид которых говорит об их неестественном положении. Священнослужители возрождённого Каменно-Бродского мужского монастыря верят, что галереи хитрым образом запечатаны, и придёт время, когда их получится отворить.
Примечательно, что мнение монахов разделяют и побывавшие здесь учёные, которые даже пытались пробурить отверстия в некоторых таких проходах. Однако эти попытки до настоящего дня так и не увенчались успехом. Видимо, час Каменно-Бродских пещер ещё не настал.
С возрождением монастыря, возобновился и поток паломников в пещеры. Люди, побывавшие здесь, отмечают необычайную энергетику подземелий – посетители забывают обо всех своих страхах, избавляются от болезней и даже обретают семейное счастье.
В одной из горных галерей есть небольшой выступ, прислонившись к которому страждущие избавляются от усталости и разного рода болей. Кроме того, существует суеверие, что если девушка оставит здесь какую-то свою небольшую вещицу, то непременно в скором времени встретит своего суженного.
Паломники также часто рассказывают мистические истории, связанные с пещерой. Так некоторые видят силуэты древних монахов, а кто-то даже слышит неразборчивый сонм голосов, слившихся в молитве.
Необычным эффектом обладают и стены пещер – побывавшие здесь отмечают, что несмотря на довольно прохладную температуру воздуха, которая в подземельях не поднимается выше 11°C, в некоторых местах своды и даже основание источают какое-то особое тепло.
Вошедшие в древний скит не хотят его покидать и непременно возвращаются в пещеры снова и снова. Как объясняют послушники монастыря, в этом нет ничего удивительного, ведь здесь на протяжении многих столетий верующие находили единение с богом, который благословлял их своей благодатью.