Вопросам модернизации региональной системы среднего специального образования была посвящена сегодняшняя рабочая встреча губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова с победителями, призерами и участниками национального и мирового чемпионатов «Worldskills Russia».
Открывая мероприятие, глава региона отметил, что оно проходит в зале воинской и трудовой славы, на стенах которого золотыми буквами высечены имена наших земляков, которые своими делами вошли в историю Волгоградской области.
- Время летит очень быстро. Не успеете оглянуться, как имена уже вашего поколения войдут в историю. Несмотря на свою молодость, вы уже доказали своим трудом, что стали настоящими профессионалами. Отстаиваете на престижных международных соревнованиях интересы региона и страны. Конечно, в этом огромный вклад ваших родителей, учителей, наставников. Но без трудолюбия, отношения к работе таких результатов не достичь, - сказал Андрей Бочаров.
- Поэтому именно с вами, - продолжил губернатор, - я бы сегодня хотел открыть дискуссию по вопросам развития системы среднего специального образования. Мы активно развиваем высшее и среднее образование в регионе, но если не заниматься средним специальным образованием, то говорить о будущем страны очень сложно. Хотелось бы услышать ваше мнение, не подготовленное заранее формальное, а искреннее, что надо сделать, чтобы совершенствовать систему, чтобы молодые специалисты не покидали область.
Андрей Бочаров отметил, что во все времена Человек Труда является главным и определяющим: «Он создает все, что у нас есть. Время бежит, все меняется. Рабочие профессии становятся более технологичными. Некоторые вовсе вскоре исчезнут, появятся новые. Это надо учитывать, чтобы Волгоградская область отвечала запросам времени. Наша задача — с вашим участием выработать подход, который позволит молодым людям, получившим среднее специальное образование в Волгоградской области, быть максимально востребованными на рынке труда своего региона».
- Именно вы «заказчики» этой работы, - обратился губернатор к участникам совещания. - Раньше в ссузах и конкурса не было. Сейчас он есть везде. В некоторых ПТУ доходит до шести человек на место.
Первой свое видение проблемы главе региона решила высказать архитектор по специальности и маляр по призванию, участница VI национального чемпионата Worldskills, который проходил в Южно-Сахалинске в 2018 году Анастасия Логоза.
- Участие в чемпионате - это незаменимый опыт. Он очень поднимает престиж профессии. Необходимо активнее рекламировать его. Еще надо чаще приглашать детей, еще со школы, в ссузы, чтобы они могли попробовать в себя в профессии. А еще родители не должны вбивать детям в голову, что высшее образование лучше, чем среднее специальное. Профессиональное образование сегодня востребовано сказала она.
Серебряная призёрша национального финала Worldskills по выпечке осетинских пирогов Алла Рубаненко также считает, что популяризировать рабочие профессии надо еще в школе.
- Надо проводить какие-нибудь городские мероприятия, на которых дети могли бы пробовать себя в профессии, - предложила она.
А вот победитель регионального этапа чемпионата Worldskills в компетенции по организации экскурсионных услуг Полина Яблочкина подняла несколько другую проблему.
- Конкурс позволил понять, что выбранная профессия подходит мне, как никакая другая. Волгоград - мой родной город. Я бы хотела, чтобы гости знали его с лучшей стороны. И не только в плане героического прошлого. Во время ЧМ-2018 я работала с иностранцами и они восхищались Волгоградом - его красотой, современным видом. Но нам надо развивать и внутренний, этнический туризм, - заявила она.
- Туризм - очень важное направление для региона. Нам надо создавать в регионе собственные туристические компании. Волгоградская область уникальна тем, что здесь в каждую эпоху происходили поворотные для всей страны события, - ответил Андрей Бочаров.
В свою очередь победитель регионального этапа в компетенции «Сетевое и системное администрирование» Александр Мошков предложил давать возможность детям бесплатно посещать различные кружки, хотя бы по началу, чтобы они могли понять подходит ли им какое-то определённое занятие.
- Также можно поощрять бесплатными занятиями в кружках за хорошую учёбу. Это способствовало бы развитию молодёжи. В регионе много кружков для детей, но большинство из них платные, - сказал он.
Губернатор отметил, что это неплохая идея, но в регионе итак далеко не все детские кружки платные.
- Мы сейчас восстанавливаем разваленную ранее систему дополнительного образования. Реконструировали ГДЮЦ, наполнили его новым содержанием. Модернизируем районные Дома культуры, на базе которых основываются новые детские кружки, - сказал он.
Подводя итоги совещания, Андрей Бочаров подчеркнул, что все озвученные сегодня предложения будут учтены рабочей группой по развитию среднего специального образования в регионе.
- Она будет сформирована в ближайшее время. Этой же дискуссии надо придать более широкий масштаб. Для модернизации системы среднего специального образования нам необходимо определить базовые ссузы, составить перечень специальностей, которые будут наиболее востребованы в будущем, изучить опыт других регионов, а также развернуть серьёзную кампанию по популяризации Человека Труда, - поставил задачи губернатор.
Отметим, что сегодня в системе среднего специального образования Волгоградской области обучается 54 тысячи человек. В регионе идет работа поднятию профессиональных кадров на новый уровень: совершенствуются программы, создаются качественно новые условия для практической подготовки. Так, в 2019 году рамках нацпроекта «Образование» регионального проекта «Молодые профессионалы» в колледжах и техникумах региона откроются 35 мастерских, к 2024 году их число увеличится до 50. Для ускоренного профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям в регионе будет создан Центр опережающей профессиональной подготовки — базой станет Волгоградский экономико-технический колледж. В рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» также будет продолжена работа по вовлечению работодателей в работу по обновлению содержания образовательных программ, развитию института наставничества; реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения в соответствии с современными требованиями, в том числе по стандартам «Worldskills».