Вторник 16 Октября, 2018 г.
Доллар 65.98 Евро 76.5
СЏСЃРЅРѕ +21° C Волгоград
Показать ленту новостей

Волгоградский ТЮЗ в «Ревизоре» трижды прогоголил чиновничье семя

Владимир Апаликов / Культура
09 Февраля 2018 11:15
1194
Волгоградский ТЮЗ в «Ревизоре» трижды прогоголил чиновничье семя
Фото: пресс-служба ТЮЗа
Волгоградский ТЮЗ сегодня, 9 февраля, показывает премьеру. Зрителям представляется бессмертная комедия Николая Гоголя «Ревизор» в постановке руководителя театра Альберта Авходеева.

Кому сегодня не хочется сказать недоброе слово в адрес наших чиновников? Нет, ну, в самом деле! Куда ни кинься, за что ни возьмись, всюду торчат их ослиные уши: там недоделано, здесь недодумано, а тут вообще всё наперекосяк. Вот и хочется пустить наших «организаторов» и «управленцев» по матушке. Дела не поправишь, да хоть душу отведёшь.

«Ревизор» Альберта Авходеева в этом смысле душу отводит всласть. И с наслаждением. Сам Гоголь был тот ещё мастак крушить чиновников и в хвост, и в гриву, но постановщик решил переплюнуть классика в данном занятии, и во-многом это ему блестяще удалось. Не случайно на сцене красуются аж три Николая Васильевича: два бюста и одна статуя. Мол, будьте вы, чиновничье семя, трижды прогоголены!

Характерно, что в первом действии все эти аммосы фёдоровичи, луки лукичи и прочие чины сидят в разных концах зрительного зала и обряжены в современные костюмы, так что ничем не отличаются от нас, зрителей. Разве что, активно вмешиваются в действие, отвечая городничему (Игорь Гришалевич). Тот, молодой ещё человек с модной бородкой, в сопровождении референта, священнодействует на сцене, но тоже облачён в пиджачную пару нынешних служащих.

Да, все они обыкновенные люди. Даже – местами приятные. То, что по их вине, от неустроенности быта, от пакостей не налаженного обихода, страдает множество людей, вспоминается уже потом. А, может быть, и не вспоминается. И хочется пожалеть этих служивых, оказавшихся в нешуточной передряге. А им сейчас и впрямь ой как нелегко, ибо для российского служаки (во все времена и при всех властях) не было и нет ничего страшнее, чем неудовольствие начальства. Это какой-то своеобразный вид религии, в которой начальство – высшее божество, и чиновники – богобоязненные рабы его.

У бога не бывает недостатков. У чиновничьего божества их и не может быть вовсе, потому что не может быть никогда. И то, что обыкновенному человеку в действиях их божества кажется дурью, в глазах чиновника представляется высшей мудростью, недоступной для понимания простого смертного. Вот почему прибывший в городок господинчик повергает служивое племя в шок и трепет, несмотря на все свои закидоны. Альберт Шайдуллов играет Хлестакова сосулькой и тряпкой изначально, проделывая это до невозможности виртуозно. Но тем значительней и грозней он кажется окружающим. А уж гиперсекусальным Анне Александровне (Ольга Руднева) и Марье Антоновне (Ирина Талай) и вовсе неотразимым в половом смысле.

Оно бы и ничего, если бы только этим и ограничилось всё дело. Беда в том, что во всемогущество «сосульки» поверило всё окрестное население. Кажется, весь местный народ сбежался на явление божества, в поисках справедливости и надежды на лучшую жизнь. Сцена массовой подачи петиций ревизору, пожалуй, самая потрясающая в спектакле.

Наверное, режиссёр и сам испугался, куда может завести эта скользкая и опасная дорога, если продолжать её по восходящей. И пошёл под горочку. Во втором действии чиновники надевают привычные вицмундиры далёкой поры и в зал уже ни ногой. Дескать, все выявленные недостатки в бюрократической среде типичны для времён николаевской России. Это там у них свиные рыла, а нынешние – что вы! - обыкновенные люди. Ну, бывает, и с грешками. Да кто ж не грешен?

Но знаменателен финал спектакля. Жандарм, призывающий городничего на высший суд, снова оказывается экипирован в современный костюм и до боли напоминает кого-то из современных медийных лиц. «Свиные рыла», сбившиеся в тесную кучку, остаются здесь, а главная свинья в человеческом облике восходит туда, к вершинам, где занимается солнце…
Обсуждения (0):

Возврат к списку