«National Museum of The Volgograd Railroad Workers». Так на международном сайте, рассказывающем туристам о достопримечательностях, гостиницах и ресторанах городов мира, обозначен волгоградский Народный музей железнодорожников. Надо признаться, что информация, которая содержится на популярном портале, порядком устарела: и адрес объекта истории и культуры уже не тот, и внутреннее содержание его изменилось. А посему позвольте вам представить этого знакомого незнакомца.
Музей железнодорожников был открыт в 1967 году. Располагался он в центре Волгограда, на улице Порт-Саида, 17. Народным стал в 1981 году. В 2008-м сменил прописку. Но современные карты до сих пор нас обманывают, отмечая знаком размещения по первому адресу.
- Музей находился в подвале жилого дома рядом с Горьковской библиотекой. Но в 2008 году он переехал на улицу Буханцева, 66, также в жилой дом, но уже на цокольный этаж. Экспозиция претерпела реконструкцию: были изготовлены новые стенды, витрины. Но сохранила свою структуру и информацию, которую несла с 1967 года. В 2017 году мы разместились здесь: 1 июня состоялось открытие возрожденной детской железной дороги и нашего музея, - рассказал начальник подразделения по сохранению исторического наследия Приволжской железной дороги Владимир Бударин.
«Здесь» - это в здании, в котором на разных этажах, кроме Народного музея железнодорожников, разместились вокзал и кассы Детской железной дороги, ее музей, учебные классы, просторный актовый зал, буфет и комнаты отдыха для проходящих летнюю практику воспитанников специализированных классов и кружков из регионов ПривЖД. Находится оно в пойме реки Царицы, официальный адрес: Волгоград, улица Калинина, 14.
Понравится ли выбор новой площадки для музея эксперту с ником Volgoman, написавшему отзыв о музее в 2016 году на международном сайте для туристов следующее: «Данный музей явно не в приоритете у городских властей. Перенести музей в район станции «Волгоград-2» - странное решение. Можно было бы выделить место поближе к Панораме или в пустующем ЦУМе. Экспозиция невелика, но интересна»? Неизвестно. Как и то, думали ли местные главы о «переселении» с Буханцева на Чуйкова, несколько лет подряд борясь в судах за ЦУМ. Да и вопрос, скорее всего, следовало задать хозяевам. Но не Volgoman был первым – в 2015-м некий Victor посетовал в сети, что уникальную коллекцию, собранную Виктором Кадильниковым и его последователями, в Ворошиловском районе нелегко найти: «Раньше музей находился в центре города, в полуподвальном помещении, неподалеку от железнодорожного вокзала «Волгоград-1». Теперь его перенесли поближе к станции «Волгоград-2» и железнодорожному техникуму. Для профориентации и развития корпоративной культуры, наверное, правильно. Но волгоградцы и гости города потеряли от этого. Ибо история железной дороги в нашем крае очень интересна и повлекла за собой и весь регион в свое время». Но посоветовал всем пилигримам все же найти этот адрес не на карте, а в реальности: «Сама экспозиция музея тоже интересная. Посетите, если получится».
Насколько сложно добраться до нового места обитания музея? Зеленое трехэтажное здание видно со всех точек обзора: с моста, ГДЮЦ, а главное - из окна скоростного трамвая, от станции которого («Пионерская») можно дойти пешком.
Затем подняться на второй этаж, где три небольших зала рассказывают об истории развития железных дорог в нашем регионе. Один посвящен железно-конной и первой полноценной паровой. Здесь можно увидеть предметы того времени, когда весовщиком работал пока еще никому не известный Алексей Максимович Пешков, впоследствии под псевдонимом Максим Горький создавший ряд пьес и романов (Примечательно, что именно его имя впоследствии получила станция «Крутая», на которой трудился будущий писатель и издатель).
Старый рельс, датированный 1910 годом, «шарманка» железнодорожника, как называли жестяной сундучок, куда машинисты складывали инструменты, документы и еду в дорогу, колокол, «служивший» на одной из станций Царицынского уезда, восстановленный по фотографиям форменный костюм телеграфистки, работавшей на железной дороге, - эти и другие «молчаливые» экспонаты могут многое поведать посетителям музея. Например, о том, что даты на билетах на поезд в конце 1860-х годов писались от руки: оригиналы проездных документов находятся в первом зале, а печатная машинка стоит в следующем, посвященном новому этапу железнодорожной истории.
Стул Максима Горького
- Стул был изготовлен начальником станции «Крутая» Захаром Ефимовичем Басаргиным и подарен Максиму Горькому. Он долгое время хранился на станции, но потом был передан в наш музей, - поясняет информацию на табличке, установленной на старинной мебели, Владимир Бударин.
Билеты, датируемые 1860-ми
"Шарманка" железнодорожника
Доминантами второго зала, погружающего любого вошедшего в него в «пороховые» годы ХХ столетия, являются две диорамы, изображающие подвиг представителей мирной профессии, которые, как солдаты, выполняли задачу любой ценой обеспечить эвакуацию мирных граждан и поставку оружия и провианта для армии. По словам руководителя, эти и другие экспозиции музея, пережившего два «переселения», не подверглись серьезным трансформациям.
- Полотна нанесли на короб, который для эффекта присутствия, или 3D, как сейчас модно говорить, выполнен с радиусом. Внизу – щебенка с элементами металла и макеты, которые изготавливались в кружках железнодорожного моделирования, - рассказал директор.
На стендах – фотографии героев-железнодорожников. Под ними – оружие как обязательный атрибут военного времени. В углу – жезловый аппарат системы Трегера.
- Его действие было нацелено на избежание столкновения поездов: уезжая с одной станции, машинист паровоза вставлял ключ в аппарат, тем самым блокируя выезд локомотива с противоположной станции, - пояснил Владимир Бударин.
Жезловый аппарат системы Трегера.
Диорама боя за станцию.
Третий зал рассказывает о восстановлении разрушенных во время Сталинградской битвы станций и путей сообщений. В музее можно увидеть фотографию временного вокзала, построенного менее чем за месяц в 1943 году (здание, которое мы все знаем, воздвигли позже, когда город смог окончательно возродиться из пепла), портреты активистов черкасовского движения, переходившие от лучших к лучшим станциям знамена, подарки, сделанные в разное время железнодорожникам.
Предметы «озвучивает» сам Владимир Бударин: экскурсию можно попросить, обратившись по контактам, указанным
на сайте. Для тех, кто предпочитает современные технологии живому гиду, установлен интерактивный киоск, который показывает и описывает фотоисторию, представленную на слайдах. Вход свободный с 08.00 до 17.00.
В последнее время учреждения культуры не столько зазывают массы, сколько сами к ним идут.
- Музей не останавливается на проведениях экскурсий. Работает ряд крупных проектов. Один из них -
«Воинский эшелон». По Приволжской железной дороге в прошлом году проехал ретросостав: вагоны-теплушки, платформы с военной техникой, которую предоставляла панорама «Сталинградская битва». В этом году
планируется обновление маршрута и экспозиции: эшелон посетит больше станций. Также музей работает над воссозданием исторических костюмов железнодорожников для динамической выставки. Сегодня они находятся в музее – каждый может прийти и увидеть.
#TEXT_INSERTION1
- С ним мы проводим все мероприятия: под удары колокола, который мы вешаем, они и начинаются, - поделился начальник подразделения по сохранению исторического наследия ПривЖД Владимир Бударин.
Нам остается только призвать в свидетели независимого эксперта – туристки Эльвиры, заметив лишь, что ее мнение – впечатление от прежнего размещения экспозиции.
- Этот первый музей железнодорожников на Приволжской железной дороге был открыт в 1967 году. Совершенно случайно попали сюда и, надо сказать, не пожалели. Много интересного узнали о наших замечательных железнодорожниках, об их участии в Великой Отечественной войне, о становлении Приволжской железной дороги. Это история, и ее надо знать. Обязательно приходите в музей и приводите детей, - написала она свой отзыв в 2014 году.
Сейчас 2019-й. Музей преобразился: он в новом статусе прописался в одном доме с Детской железной дорогой (Волгоград, ул. Калинина, 14). И, как нам кажется, это разумно.