В Волгоградском ТЮЗе с огромным успехом состоялась премьера спектакля «Как Бабы-Яги сказку спасали». Автор идеи и художественный руководитель Альберт Авходеев, по одноименной повести Михаила Мокиенко.
Да, граждане, жить на свете стало скучновато. Дом, работа, у кого-то – школа, у кого-то – детсад, у всех – телевизор. На следующий день – та же круговерть. Скучно! Ушла, пропала сказка. А без неё что за жизнь? Так – прозябание.
Примерно подобным образом рассуждало семейство Баб-Яг (или как там склонять их имена?) в своей покосившейся заплатанной избушке на хромых курьих ножках. А от рассуждений перешли к действиям. Произвели настоящую диверсию в первой попавшейся воинской части и тем самым запустили самую настоящую сказку.
Ну, а там уж полезла на сцену нечисть всякая в виде страшного, но симпатишного Лиха Одноглазого (Ирина Талай), необыкновенно пластичного, распоследнего негодяя Кощея (Роман Гребенюк). А бороться с ними и спасать свою разлюбезную Машу (Анастасия Голубева) принялся наш доблестный российский солдат Мокей (Дмитрий Борисов) с помощью трёх Баб Яг (Алексей Максимов, Ольга Никитина и легенда нашего ТЮЗа Елена Ефимовская).
В спектакле удивительным образом переплелись сразу несколько жанров. Тут тебе и театр, и кино, и мюзикл, и пародия, и ещё много всякого. Сдобрено всё это некоторой долей иронии, тонкой, бьющей в цель. Что удивительно, её понимают и дети, и взрослые. Так бывает только, когда сказка – самая настоящая.
У нас, как говорят в Одессе, таки да, самая что ни на есть настоящая. С ней, с её героями жаль расставаться. Уже после спектакля в фойе горько плакала девчушка лет трёх: она очень хотела обнимашек с красавицей Машей, но родители увели чадо в гардероб. Уж не знаю, чем дитя утешилось, но мне лично горе её вполне понятно, я и сам бы желал обнимашек. И не только с Машей, но и со всеми, кто принимал участие в создании замечательного творения.
И, может быть (после Альберта Авходеева, конечно), прежде всего, с художником, с нашей великолепной Еленой Орловой. Она сумела создать уютную, радостную атмосферу праздника на сцене. В самом начале на сцене за русской печкой мы видим на стене ковёр. Если быть точным, то это и не ковёр вовсе. После войны ходили по домам умельцы, брали старые простыни, рисовали на них вот такие пейзажи: завлекательные, манящие. Это и были наши послевоенные ковры. Народ жил бедно, но сказки хотелось и тогда.
Любили изображать леса, где среди кучерявых деревьев бродят изящные олени, глядя на людей невыразимо печальными глазами. От них трудно было оторваться, хотелось рассказывать о бедах, горестях, о маленьких радостях. Казалось, олени слушают, слышат.
А, может быть, так и было…
Как, откуда Елена Орлова смогла доискаться давней этой правды – загадка. Но тем интереснее её разгадывать.
Впрочем, в спектакле таких загадок – видимо-невидимо. Увлекательнейшее занятие для любой аудитории – попытаться понять и найти к ним свой ответ.
Или хотя бы – посмотреть в чудные глаза оленей…