Из цикла «Царицынский вокабулярий». Александр Невский
А представь себе, читатель, что на дворе сейчас лютует морозный март. И год, между прочим, 1263-й от Рождения Христова. Представил? Тогда айда на Волгу! Туда, где в неё впадает Царица.
Подзадержалась нынче зима, не хочет уходить. Холодина – даже зубы мёрзнут. Волга стоит, скованная морозами. Под пеленой снега, будто выбеленная. Ни души вокруг. Но – чу! Колокольчик слабенько звенит, звук нарастает, чёрная точка появилась на севере, быстро растёт в размерах.
Батюшки мои! Целый санный поезд извивается по белому пространству. Ходко идёт, только снег разлетается вокруг крупными хлопьями, да от лошадей пар валит. Издалёка, видно, едут странники. В серёдке поезда – сани, богато убранные, мехами укрытые. Поглядим, кто тут главный.
Вот он – князь великий владимирский Александр Ярославич. Прозванный Невским за битву со шведами на Неве. За спиной у князя – множество битв, ни в одной не терпел он поражения, каждая победа добывалась не числом, а умением. Недаром в народе о битвах Александра Ярославича и песни, и сказы складывали. Особенно, о ледовом побоище на Чудском озере, где немало псов-рыцарей тевтонских ушло под лёд.
Но что-то не весел князь, не в радость ему поездка. Путь лежит в урочища степной речушки Ахтубы, в Сарай-Берке, столицу Золотой Орды. И дела предстоит решать заковыристые да чреватые. Были времена, когда в Орду князь ездил, как к себе домой. Сам Батый, покоритель Руси, назвал его сыном и привечал действительно по-родственному. За ним и сын его Сартак братом назвал князя. Сам принял христианство. В Орде открылась сарайская епархия, немалое облегчение русским людям, которых немало обитало там не по своей воле.
Но нет уже Сартака, умер невзначай. Поговаривали, что был отравлен своим двоюродным братом Берке, который и встал у руля Золотой Орды. Теперь приспичило воевать ему с персами, для того велел объявить набор русских воинов в монгольское войско в подмогу своим нукерам. На деле же везде и всюду будет посылать русских в самое пекло, а свои тумены беречь станет. Вот и едет Александр Ярославич отвести беду, отмолить русское воинство от свалившейся напасти.
И ещё одно дело он в уме держит. Может быть, даже поважнее первого. На Руси вовсю распоясались баскаки – сборщики дани в татарскую казну. Были стихийные восстания, избивали тех баскаков до смерти. Александр Ярославич сурово расправлялся с восставшими, жалости не ведал и не допускал. Знал, что если татары придут карать, то будет неизмеримо хуже. А потому даже братьев не щадил. Даже сына своего 16-летнего Василия сослал в глушь за участие в смуте, а советникам его велел отрезать уши и языки, чтоб не слушали и не внушали отроку-князю всякие непотребства.
Миновал поезд кручу над Царицей. Предания говорят, что будто Александр Ярославич отметил как раз это место при впадении Царицы в Волгу, сказав, что знатная здесь крепость встанет. И будто хотел по возвращении из Орды заложить острог. Так это или нет, уже не узнаешь, возвращение князя домой стало последней его дорогой в жизни. Проводим его, помашем вослед, пожелаем успехов в его многотрудных заботах.
Берке продержит Александра Ярославича в Орде несколько месяцев. Но цели свои князь достигнет. Русские воины останутся дома и продолжат укрепляться, постигать воинское искусство. Александр Невский получит право самостоятельно собирать налоги. «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель: сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа», — писал историк Георгий Вернадский. Укрепление русского государства с этого момента пойдёт семимильными шагами. И как нам не гордиться тем, что начало было положено здесь, на
наших землях!
Но, если мы и гордимся, то доблестно скрываем свои чувства. На месте Сарая-Берке ныне раскинулось голое поле с клочками седой травы на порыжелых кочках. Торчит из земли потёрханная плита, извещающая, что перед нами действительно то, что осталось от некогда блистающей столицы Золотой Орды. И ни малейшего упоминания о славном пребывании в здешних местах великого князя Александра Невского.
Славном и скорбном.
Фото: Александр Куликов
Отсюда тяжко захворавшего князя повезут в санях снова по зимней Волге. Мимо нашего берега, вверх к любезному сердцу Владимиру. Но Александр Ярославич уже не увидит своего стольного города. В маленьком Городце вверит свою душу Господу. Во Владимире 23 ноября состоится погребение и произойдёт чудо великое. Когда духовенство приблизилось к гробу, чтобы, по обычаю, вложить в руку усопшему духовную грамоту, тот открыл глаза, протянул руку и сам взял грамоту. Ужас обуял присутствующих. «Кто не удивится о сем, яко телу бездушну сущю и привезену от дальних мест в зимнее время! – пишет летописец. – Так Бог прослави угодника своего».
В 2021 году будет праздноваться 800-летие со дня рождения великого хранителя земли русской благоверного князя Александра Невского. К этому времени, даст Бог, закончится строительство Храма в центре Волгограда, воздвигаемого в честь одного из самых почитаемых русских святых. И сюда справедливо будет перенесён памятник князю от площади у НЭТа, где он сиротливо стоит один-одинёшенек посреди снующих автомобилей.