Узнать великого поэта по тому лицу, которое осталось у памятника, установленного рядом с ДК им. Кирова, сложно. Но сознание к высокому шарфу-галстуку дорисовывает черты, знакомые по учебникам литературы - несмотря на отсутствие надписи на парковой скульптуре, понимаешь: это Пушкин. Только без носа. Да и старожилы района подтверждают: когда-то, во времена индустриального советского процветания «шефа», здесь устраивались грандиозные праздники с салютами, а традицией для местной детворы было «общение» с бюстом Александра Сергеевича. Доброй: тогда никто не помышлял о том, чтобы разбить поэту нос.
Но то ли время, то ли люди – поговаривают, что школьники все-таки отрабатывали на Пушкине приемы борьбы с учителями литературы, заставлявшими учить стихи поэта – сделали свое дело: стоит памятник без носа вот уже много лет. Красят его периодически, только вот, судя по всему, сходит краска по весне вместе со снегом.
Многие уверяют: как и любая парковая композиция, культурной ценности этот бюст не представляет. Зачем он нам, если пока еще есть в Волгограде, напротив Дома художника рядом с Астраханским мостом, другой
памятник работы скульптора Виктора Фетисова? Мало? Так совсем недавно, в 2015 году, у ресторана «Онегин» поставили бронзовую фигуру в полный рост. И даже если, как это бывает с пафосным общепитом, закроется то заведение, что решило привлечь посетителей памятником, не беда: ничего не случится, ибо Александр Сергеевич сделан не из гипса, как его «собрат» у ДК Кировского, а из бронзы.
Только жаль почему-то именно безносого поэта. И дело не в симпатиях к определенному памятнику, хотя от острых на язык волгоградцев в соцсетях «достается» всем изваяниям Пушкина: кто-то не понимает задумки Фетисова, иные смеются над худобой ресторанного зазывалы (автор бронзовой скульптуры, между прочим, почетный академик Академии художеств России Павел Черкис). Гипсовый бюст – символ чьей-то молодости, времени, когда и деревья были больше, и мороженое казалось вкуснее, и небо – синим-пресиним. Почему бы не сохранить это, как старые фотографии?
Вот памятник стоит. Он рукотворный.
Пока вокруг звериная тропа.
Глава в порядке. Нос лишь непокорный.
«Так это школьники!», - идет нелестная молва.
Ужель умрет, покинутый заводом,
Ужели нос его навеки убежал?
Иль славен станет он тому народу,
В ком чувства добрые все детство пробуждал?