89258

Железный конь коллективизации

#Геометка 19 Марта 2018, 08:30 Андрей Бондарев / Геометка
Фото: РИАЦ
Мы привыкли к памятникам, которые увековечивают военную технику. Танки, пушки, самолеты, бронекатера, легендарные «Катюши» стоят на пьедесталах по всей стране. Много таких монументов и в Волгоградской области. Но есть памятники, которые выбиваются из общего ряда. В Михайловском районе на развилке дорог, ведущих в соседние Кумылгу и Суровикино, стоит постамент с одним из первых тракторов, которые выпускались в России - «Универсал 2». Раньше этот монумент находился в ст. Арчединской рядом с территорией нынешней ООО «Гелио-Пакс-Агро 4».

«Универсал 2» - легендарная машина, совершенно заслуженно занявшая место на пьедестале. Это первый крупносерийный трактор СССР. В начале 1930-х годов страна переживала тяжелые времена. Разруха после Гражданской войны. Прежняя экономика страны рухнула, а новая только строилась. Поэтому, несмотря враждебный настрой соседей-капиталистов, молодой коммунистической державе трактора были нужны больше, чем танки. Последние, кстати, тогда только формировались как вид военной техники. Стояла задача накормить народ – от голода вымирали целые губернии. Для этого крестьянский труд необходимо было сделать более эффективным. Пахать землю на лошадях было уже нецелесообразно. Вот в этот период и появился «Универсал 2».

За основу конструкции был взят трактор «Фармол» американской компании «Интернешнл Харвестер». Нет, у нас были собственные разработки тракторов: «Коломенец» и «Карлик». Но, к сожалению, за годы войны российская промышленность отстала от западной, и отечественные трактора были в 2-3 раза слабей американских, и хотя они тоже облегчали крестьянский труд, как уже было сказано, работы предстояло много.

В конструкцию прототипа были внесены изменения: использованы комплектующие и материалы отечественного производства, применены новая методика расчёта и технология изготовления зубчатых зацеплений, для обработки низкостебельных пропашных культур разработан передний двухколёсный мост оригинальной конструкции. Трактор имел увеличенный просвет, узкие колёса и колею, соответствующую размерам большинства принятых для пропашных культур междурядий. Мощность двигателя «Универсала» составляла 22 л.с. или 16,2 кВт. Эксплуатационная масса 2108 кг. Он имел три передачи вперед и одну реверсивную, и мог развить скорость до 8 километров в час.

Новый трактор применялся для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами. Изготавливался он ленинградским заводом «Красный Путиловец» (с 1934 по 1940 год) и, наиболее массово, Владимирским тракторным заводом (1944-55). Всего по стране было выпушено более 211 тысяч этих машин. По многим элементам конструкции трактор «Универсал» аналогичен трактору СХТЗ-15/30, выпускавшегося Сталинградским (на тот момент, а сейчас Волгоградским) тракторным заводом.

Прадедушки современных российских тракторов вынесли на своей ходовой всё: индустриализацию, коллективизацию, Великую Отечественную войну.

Поначалу, когда крестьян - хозяйственных «середняков» насильно загоняли в колхозы и совхозы (голытьба шла в них охотно, а самых крепких хозяйственников – «кулаков» отправляли в ссылку вместе с семьями: за Урал, на Дальний Восток, в Сибирь) – это привело АПК страны к катастрофе. Однако в 1940 году валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с 1913-ым – самым урожайным годом дореволюционной России на 41 процент. Ключевую роль в этом как раз и сыграло активное внедрение механизации трудоёмких работ на селе.

Техника оказалась надежной и простой в эксплуатации. Это доказывает и тот факт, что без малого через век после выпуска эти машины поддаются восстановлению и оказываются работоспособны. Подобный опыт продемонстрирован студентами Камышинского технического колледжа, которые в 2013 году восстановили «Универсал-2» в учебном цеху.

Мы вовсе не хотим сказать, как кто-то мог подумать в самом начале, что у нас в стране слишком много памятников войны. Нет. Историю, подвиг народа надо помнить. Но и вот таких памятников Великому Труду, который вложили в родную землю наши предки, несомненно, должно быть больше.

Обсуждение:

Вас заинтересует:
От ритуального молотка до старых фотографий: что посмотреть в музее во Фролово
От ритуального молотка до старых фотографий: что посмотреть в музее во Фролово
Краеведческий музей во Фролово расположен в здании 1906-го года постройки. Несмотря на возраст, одноэтажный особняк с деревянными ставнями хорошо сохранился.
#Геометка 05.09.2022
Какой утвари и мастеров по ее изготовлению уже не встретить в селах региона
Какой утвари и мастеров по ее изготовлению уже не встретить в селах региона
Корреспонденты РИАЦ в "Казачьем курене" во Фролово обнаружили удивительные предметы быта, которые могли быть востребованы в наши дни и по прямому назначению, и как декор. Но увы, мастеров, владеющих искусством из создания уже не сыскать.
#Геометка 02.08.2022
В музее Фролово можно увидеть уникальное зеркало, чудом уцелевшее в годы войны
В музее Фролово можно увидеть уникальное зеркало, чудом уцелевшее в годы войны
Двухметровое трюмо 150-летнего возраста в конце 19 века было главным украшением железнодорожного вокзала на станции Арчеда.
#Геометка 29.07.2022
Волго-Донской судоходный канал отмечает 70-летие
Волго-Донской судоходный канал отмечает 70-летие
Ежегодно по каналу проходит около 6000 судов, перевозится около 9 млн тонн грузов
#Геометка 27.07.2022
Архитектурные сюрпризы Волгограда: барабан и арфа
Архитектурные сюрпризы Волгограда: барабан и арфа
А и повезло же нам, дорогие земляки, жить в Волгограде.
#Геометка 25.07.2022
Топ новостей
Опрос