Нашумевшее и вызвавшее неоднозначную реакцию автолюбителей введение натурального возмещения по ОСАГО на всей территории России – откладывается. Правда, ненадолго. Вместо запланированной на 1 марта 2017 года «революции», перемены наступят после 1 января 2018-го. Лишь в нескольких регионах с наибольшей убыточностью «автогражданки» реформа начнется раньше. Именно к таким регионам относится Волгоградская область.
Сегодня предложение о переносе сроков будет рекомендовано к принятию во втором чтении на заседании профильного комитета ГосДумы. Власти и Центробанк ожидают, что закон вступит в силу весной. Таким образом, все споры о реформе «автогражданки», предусматривающей введение приоритета натурального возмещения перед денежным, можно считать завершенными, а сроки – ее введения уже окончательными.
На сегодняшний день все заинтересованные стороны договорились, что вводить ремонтное ОСАГО на всей территории России надо с 1 января 2018 года, а в отдельных регионах — так называемых «токсичных» — механизм заработает раньше, как только будет принят и вступит в силу соответствующий закон. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. Планируется, что закон вступит в силу с 1 апреля 2017 года.
Предполагается, что реализация реформы позволит, хотя бы частично избавить страховщиков от «автоюристов», которые через суды добиваются максимально возможных компенсаций, превышающих лимит страхового возмещения (400 тыс. рублей). Из-за этого страховые компании в ряде регионов несут внушительные убытки по программе ОСАГО.
По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), проблемных субъектов не менее 30. Список пилотных регионов, где новая система ОСАГО заработает весной, вскоре подготовит ЦБ. Но уже известно, что апробация ремонтной «автогражданки» может начаться с Волгограда, Ростова, Краснодара и Ставрополя.
Однако, эта ситуация вызывает некоторый скепсис у многих специалистов. Так, по мнению главы Российского Союза Автостраховщиков Игоря Юргенса, такой порядок оставит поле для деятельности автоюристам.
— Например, человек из проблемного региона — с натуральными выплатами — уехал в непроблемный, зарегистрировался сроком на один день и может спокойно обращаться в суд и получать денежные выплаты, — пояснил Игорь Юргенс. — Таким образом, сохраняются и судебные издержки компаний, пени, штрафы, плюс мы получаем дорогое натуральное возмещение.
— Если мы начинаем регионализировать законодательство по финансам, будь то бюджетные, будь то банковские вопросы, а в данном случае — страховые, то это может привести к большому диссонансу. Очень важно единообразие применения законов в области финансовых услуг, — отметил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
По словам официального представителя «Альфа Страхование» Юрия Нехайчука, реформа ОСАГО в предложенном виде может вновь поставить вопрос о целесообразности либо повышения страховых тарифов по ОСАГО, либо перехода к свободному формированию тарифов.
По замыслу ЦБ и Минфина, после начала реформы, при наступлении страхового случая компании будут направлять автомобили своих клиентов на ремонт в партнерские сервисные центры. Они должны находиться не далее 50 км от места ДТП, а срок ремонта не должен превышать 35 календарных дней. Ответственность за ремонт будет полностью нести страховая компания, за несоблюдение сроков ремонта страховщикам придется уплатить штраф — 0,1% от стоимости ремонта за каждый день простоя.
Фото: Александр Куликов