190781/

Анекдот от истории. Загадки расстрела на 207-й версте

#Анекдоты от истории 8 января 2025, 09:02 Владимир Апаликов / Анекдоты от истории

— Ведут, ведут! — истошно закричал кто-то. Толпа ахнула, заворчала.

 

На порог приземистого дома вышел невысокий крепыш, задрал густую бороду к небу, прищурился на бледное солнце. Сзади выросли военные с винтовками, один прикладом подтолкнул бородача в спину:

 

— Шагай, контра!

 

Тот неловко сунулся вперёд, упал на снег. В толпе тонко заголосила женщина.

 

Кто вы, Фёдор Фунтиков?



Ровно 100 лет назад, 11 января 1925 года, в хуторе Ляпичев (лежит в 90 километрах от Волгограда) был арестован Фёдор Адрианович Фунтиков. Появился он в здешних местах около трёх лет назад. Обзавёлся справным хозяйством, знал толк в механике. В дружбу ни с кем не напрашивался, слыл нелюдимом.


Ах, как бы удивились хуторяне, узнай они, что тот, за кем прибыл целый отряд сотрудников ОГПУ, семь лет назад был кровавым хозяином огромной территории, именуемой Закаспийской областью (нынешняя Туркмения). А ещё — прямым виновником гибели 26 бакинских комиссаров — легендарного события в истории большевистской революции.


Вести в хутор доходили туго. И обо всём этом стало известно лишь год спустя, когда в Баку прошёл суд над Фунтиковым. Основным пунктом обвинения, конечно же, была его причастность к казни бакинских комиссаров. Он признал свою вину, просил о помиловании, но приговор был предрешён заранее — майским утром 1926 года Фёдор Фунтиков был расстрелян.


Однако в трагической истории с бакинскими комиссарами до сего дня остаётся много непонятного, необъяснимого и даже невероятного.


Баку — это, прежде всего нефть


Лето 1918 года. Ещё продолжается Первая мировая война. Баку — это, прежде всего нефть. То есть, чистоган и возможность продолжать бойню, приносящую кому-то колоссальные барыши. Все воюют со всеми.



На Баку, где власть удерживает большевистский совет народных комиссаров (совнарком) во главе со Степаном Шаумяном, наступает Кавказская исламская армия — соединения азербайджанских и турецких солдат. Оборону держат армянские отряды национальной партии «Дашнакцутюн» и присланный из-под Царицына красноармейский отряд Григория Петрова (это его имя носит крупный завод в Волгограде).


Здесь же крутятся британские формирования. Ну никак не может старая интриганка Англия оставаться в стороне от большущих денег. Как бы между прочим, но настойчиво навязывает свою помощь против Турции, которая является союзницей Германии.



Ленин в Москве категорически против обращения к британцам, в таком духе инструктирует Шаумяна, которого называют, между прочим, кавказским Лениным. Призывает сражаться собственными силами, помогает оружием, снаряжением, людьми. Организация помощи лежит на Сталине — наркоме по делам национальностей.


В июле положение становится критическим. Кавказская армия неудержимо рвётся к Баку. Совнарком — власть исполнительная. Законодательная власть принадлежит Бакинскому Совету, где верховодят эсеры, меньшевики и представители «Дашнакцутюна». На расширенном заседании принимается решение о приглашении английских войск.


Приговор — смерть


А что же Шаумян и его комиссары? Невероятно, но факт: совнарком в полном составе уходит в отставку. Вопреки прямым указаниям Ленина, проигнорировав отчаянные телеграммы Сталина, просто отстраняется от власти. Добровольно.


Шаумян объясняет данное решение шагом на пути демократического процесса. Вот только с каких это пор большевиков стали вдруг заботить предрассудки буржуазной демократии?




Исполнительная власть переходит в руки так называемой Диктатуры Центрокаспия. В Баку входит английский отряд под командованием генерала Денстервиля и полковника Стокса. Комиссары грузят на пароходы казну и имущество, грузятся сами и отплывают в советскую Астрахань.


Но их разворачивают обратно. В тюрьме оказываются 35 человек. На суде их обвиняют в предательстве интересов бакинского пролетариата, дезертирстве, похищении казны и прочих злодействах. Приговор — смерть.


Это всё англичанка гадит


Однако — снова непонятный вираж. Комиссары непонятным образом оказываются на свободе. Они садятся на пароход «Туркмен», следующий курсом опять же на Астрахань.



А далее — снова загадки. Пароход вдруг поворачивает на Красноводск — в Закаспийскую область. Почему — внятного однозначного ответа не существует. Есть версии, но ни одна не убеждает.


В Красноводске отбирают 26 человек. Основанием послужил список, находящийся у одного из наркомов — Корганова. Зачем и для чего он его хранил — неясно. В соответствии со списком в число 26-ти попали рядовые технические работники совнаркома.


Отобранных арестантов под охраной сажают в два вагона. Объявляют, что везут в Ашхабад. Но уже существует приказ того самого Фунтикова: арестованные комиссары никуда не должны приехать. Таково было желание англичан. Желание, подлежащее неукоснительному исполнению. Об этом рассказал сам Фунтиков, туманно пояснив, что не счёл возможным воспрепятствовать расправе.


И что за притча такая: какое ни возьми гадство в российской истории, к нему обязательно оказываются прикосновенны сыны туманного Альбиона. Выражение «это всё англичанка гадит» — прочно вошло в обиход и никого не удивляет. Авторство его приписывается великому Суворову, а уж он-то знал, о чём говорил. Гадила и ведь до сих пор гадит.


И ещё непостижимая загадка



Утром 20 сентября 1918 года вагоны встали на 207-й версте между станциями Ахча-Куйма и Перевал. Здесь в безлюдным песках встретили свою смерть Степан Шаумян, Мешади Азизбеков, Григорий Петров и другие. По свидетельству убийц они держались достойно до конца. Хотя гибель их была мучительной. Обследование тел показало, что в комиссаров не только стреляли, их кололи штыками, рубили шашками, отрезали головы.




Торжественные похороны жертв состоялись в Баку лишь спустя два года, когда город стал уже полностью советским. Из Москвы прибыли видные большевики, речь над захоронением держал один из главных тогда вождей Григорий Зиновьев.




Со временем захоронение стало культовым местом поклонения героям-большевикам, куда стекались со всех концов огромной державы. Но с падением СССР всё круто изменилось. В 2009 году мемориал был демонтирован, останки перенесены на обычное кладбище.


И вот тогда-то обнаружилась ещё одна непостижимая загадка. И, наверное, не последняя. В захоронении оказались останки только 23 человек. Останки троих отсутствовали. В том числе — прах Степана Шаумяна.


На сей счёт образовалось множество версий. Столь же оглушительных, сколь и бездоказательных. Узнаем ли мы когда-нибудь всю правду о трагических событиях?


Бог весть.


Обсуждение:

Вас заинтересует:
Анекдот от Истории. Ночной прыжок в бездну
Анекдот от Истории. Ночной прыжок в бездну
Непроглядная тьма обрушилась внезапно, как всегда бывает в океане.
Анекдот от истории. Дед Мороз с клофелином
Анекдот от истории. Дед Мороз с клофелином
На Деда Мороза набросились сразу двое.
Анекдот от истории. Как Сталину собак-убийц подсылали
Анекдот от истории. Как Сталину собак-убийц подсылали
Генералы расселись в небольшой комнате, с нескрываемым интересом уставились на дверь.
Топ новостей
Опрос