Корреспондент РИАЦ разбиралась в биографии главной сказочной героини.
На пороге всеми любимый праздник - Новый год. Среди обязательных героев будут Дед Мороз и его внучка - Снегурочка. Свой Дед Мороз имеется в каждой стране (Йоулупукки – в Финляндии, Пер Ноэль – во Франции, Сегацу-сан – в Японии, Бифана – в Италии, Санта-Клаус - в Америке), но всегда и везде этот персонаж одинок.
- Снегурочка сопровождает его только в нашей стране, она - персонаж только нашей культуры, - рассказывает руководитель семейной творческой студии-музея «СИРИН» Елена Дикарева. - Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа. Эта юная красавица помогает Деду Морозу решать многочисленные новогодние задачи. Она легко находит общий язык и с лесными зверями, и с детьми. В ней все видят главного посредника при общении с Дедом Морозом.
Если с Дедом Морозом всё более или менее понятно, то в биографии его «снежной внучки» до сих пор много пробелов. Ее происхождение и жизнь покрыта завесой тайны почти полностью.
Попробуем в этом немного разобраться. По словам Елены Дикаревой, существует несколько версий появления Снегурочки. Первую информацию о ее происхождении даёт русский фольклор, получивший подпитку из языческих верований. Некоторые специалисты - славянисты уверены, что Снегурочка – это воплощение Богини Зимы - Мораны. Она у наших предков символизировала собой снег, морозную чистоту и свежесть. Заканчивалась зима, и наша героиня таяла, но вновь возрождалась с первыми заморозками. Чучело Мораны (надоевшей Зимы - Морены) сжигали на празднестве Масленицы, в День весеннего равноденствия, когда слабое зимнее солнце обращалось в окрепшее весеннее и на всей планете наступала астрономическая весна.
- Древние славяне считали Снегурочку дочерью Мороза. На севере Руси был обычай зимой строить фигуры из снега и льда, а во многих старинных приданиях встречается упоминание об одной ожившей ледяной скульптуре молодой красивой девушки, - рассказывает Елена Дикарева. - Считалось, что Снегурочка является воплощением оживших вод Северных морей. Её головной убор – это сшитый из серебра и жемчуга восьмилучевой венец (снежинка). Зимой эта девушка ходит по домам и всех радостно поздравляет, а весной прыгает через огонь и тает.
Некоторые историки и этнографы утверждают, что древние славяне, помимо других богов, почитали Богиню Зимы и Смерти – Мару или Морену. В начале зимы Морена - юная прекрасная девушка, но постепенно стареет и к концу зимы превращается в злобную старуху. Празднуя окончание зимы, наши предки изготавливали куклу Марены и сжигали ее. Снегурочка в русских сказках тоже погибает во время весенних праздников, прыгнув через костёр.
Второй вариант происхождения Снегурочки - образ славянской Костромы. Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку-Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице, на костре. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Некоторые считают, что Снегурочка - прототип Костромы – чучела, сжигаемого на Ивана Купала. К слову, в разных регионах России богиню зимы именовали как: Марана, Мара, Мармара и даже Кострома. Так что Кострома, скорее всего, местное локальное имя Мораны, языческой богини смерти, зимы и ночи, и никакого отношения к Снегурочке она не имеет.
Третья и наиболее распространённая версия представляет Снегурочку как дочь Деда Мороза и Весны - Красны, что символизирует союз холода и тепла, зимы и весны. Согласно этой легенде, Снегурочка унаследовала от отца любовь к зимним забавам и морозной свежести, а от матери – красоту и нежность.
Есть и еще одна версия: Снегурочка - снежная дева, природный дух зимы. В некоторых славянских сказаниях Снегурочка описывается как снежная дева, рождённая из чистого снега и лунного света. По этой версии, она является воплощением зимней природы, духом метели и холода, который обрёл человеческий облик. Такая трактовка тесно связана с древними верованиями славян в природных духов и их способность принимать различные формы. Она, родившаяся из снега, побеждает зимние оковы, а превратившись в воду, дарит плодородие земле. Это самая красивая и поэтическая версия.
- В славянской мифологии существовало множество ритуалов, связанных со снежными девами и зимними духами,- рассказывает Елена Дикарева. - Во время зимних праздников люди лепили снежные фигуры, которые, согласно поверьям, могли оживать при определённых обстоятельствах. Этот мотив впоследствии нашёл отражение во многих русских народных сказках и легендах о Снегурочке.
Она отмечает, что Владимир Даль сыграл особую роль в «появлении» Снегурочки в цикле литературных произведений XIX века. В его версии девочка, слепленная из снега бездетными стариками, оживает и становится им дочерью, но позже трагически погибает, растаяв при прыжке через костер. Затем «придать реальности» Снегурочке решился известный русский фольклорист Александр Афанасьев. С его легкой руки родилась история про бездетную пару стариков Ивана и Марью, которым очень не хватало детей. Они вылепили из снега дочку Снегурку, которая ожила и принесла в дом радость. Но дальше пришла весна, и старики не смогли ее уберечь от солнечных лучей.
Далее наиболее значимым произведением, определившим дальнейшую судьбу этого персонажа, стала пьеса Островского "Снегурочка". В ней драматург создал глубокий и многогранный образ, в его интерпретации Снегурочка становится символом противостояния холодной рассудочности и горячего человеческого чувства.
Особый интерес представляет версия о Снегурочке, как о заколдованной царевне, превращенной в снежную деву до тех пор, пока она не познает настоящую любовь. Этот вариант легенды перекликается со многими славянскими сказками о заколдованных девушках и отражает народные представления о силе любви и ее способности преодолевать любые чары.
По словам Елены Дикаревой, каждый решает сам, какая из версий ему ближе.
Кстати, в советские годы пара Дед Мороз и Снегурочка стали неотъемлемыми героями Нового года. В начале 1937 года они впервые явились вместе на новогодний бал в московский Дом Союзов, где стали главными символами торжества. При этом история не знает, кто конкретно оформил эту родственную связь - дедушка/ внучка.
В военное время Снегурочка вновь исчезла, появившись на елках лишь в начале 50-х годов 20-го века, да и то исключительно благодаря детским писателям Сергею Михалкову и Льву Кассилю, которые писали сценарии кремлевским елкам. С тех пор Снегурочка стала постоянным персонажем всех новогодних праздников.
В современной праздничной культуре России Снегурочка выполняет особую роль – она выступает как связующее звено между сказочным миром и реальностью, помогая Деду Морозу в его новогодних делах. Ее образ олицетворяет молодость, красоту и душевную чистоту, что делает её особенно привлекательной для детской аудитории.
Вот так и сложился этот замечательный образ снежной девушки, который греет душу уже не одного поколения. В наш век у сказочных героев появилась прописка. Деду Морозу была выбрана резиденция в Великом Устюге, а вот Снегурочка поселилась в Костроме. Им можно писать письма. Правда с костромичами «спорят» жители деревни Берендеевки, что на границе Ярославской и Костромской областей, которые считают Снегурочку своей «землячкой». Есть еще одно место, которое тоже может претендовать на родину Снегурочки, это имение Островского Щелыково, где он создавал пьесу «Снегурочка».