Вчера, 14 ноября, в Волгоградской выставочной галерее (ул. Чуйкова, 37) открылась просветительская выставка «Имя: Рафаэль. Статус: бессмертный», которая познакомит гостей с великими произведениями итальянского мастера и поведает о сложной и важной стороне жизни музея — работе реставратора.
Жители и гости города могут узнать о деятельности реставрационной мастерской, где благодаря кропотливой работе специалистов получают вторую жизнь великие произведения прошлых эпох. Поступившие в хранилище музея в середине 90-х годов прошлого столетия западноевропейские гравюры, созданные по сюжетам итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, были отреставрированы и визуализированы. Впервые за 30 лет их выставили на всеобщее обозрение.
Экспозиция состоит из 13 гравюр, созданных художниками 18 и 19 веков. Произведения расположены в определённом порядке: с одной стороны от лестницы находятся «Ватиканские стации» Рафаэля Санти, с другой — его «Мадонны» флорентийского и римского периодов. Привлекает к себе внимание и одна из последних работ итальянского мастера - «Архангел Михаил, низвергающий демона».
Сюжеты Рафаэля Санти были адаптированы под графические гравюры художниками Джованни Вольпато, Пьер-Александр Тардьё, Франц Ганфштенгль, Иоганн-Конрад Ульмер и другими. В своих репродукциях они нередко выделяли самые значимые сюжетные моменты в произведениях итальянца и зарисовывали на листе лишь часть из общей композиции. Граверы являлись переводчиками с оригинального авторского языка. Чтобы грамотно донести мысль и видение художника, они пользовались различными приёмами, в том числе и своими математическими знаниями. Того требовал особый тип трактовки.
Процесс реставрации графических гравюр представлен на выставке в виде инфографики. Посетители могут увидеть первоначальный облик произведений и их вид после восстановления, а также ознакомиться с подробными пояснениями о ходе реставрационных работ.
Организовать эту выставку получилось благодаря реставратору Анне Резниченко. Пользуясь пошаговой фиксацией материала, осуществляемой музейным фотографом, она провела ряд восстановительных работ. Воссоздание произведений, имевших разную степень сохранности, шло около трёх лет.
– У гравюр было огромное наслоение пыли и грязи, в некоторых местах были подтёки от воды, чернил и других жидкостей. Из-за этого образовывались разрывы на листах, – делится реставратор. – Сначала составлялся общий план работы, затем проводилась сухая чистка. Поверхность листов освобождали от загрязнения, потом их промывали в ванной в специальном растворе. Далее гравюры обрабатывали специальным клеем и другими растворами, которые придали им пластичности. Самыми сложными при восстановлении были стации Рафаэля, в частности – «Афинская школа». Результат проведённой работы представлен здесь. Ознакомиться со всеми произведениями теперь может любой желающий.
Трудилась Анна Резниченко в своей мастерской. Комната со скромным интерьером, главный тут – большой стол. Здесь только то, что нужно для работы.
Восстановление гравюр является важнейшим и сложнейшим этапом общей работы. После реставрации создавали инфографика с визуальной информацией о ходе работ. Сами же произведения размещены в специальных боксах с подсветкой.
Как отметила научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств им. Машкова Анна Циганкова, важно показать не только конечный результат проведённой работы, но и сам трудоёмкий процесс реставрации.
– Наш музей очень много работает с графикой как современных художников, так и мастеров прошлого. Когда мы говорим о художниках прошлого, мы погружаемся в историю. С ними важно знакомиться с эстетической точки зрения, потому что это произведения мировой классики, – добавила она.
Как отметила старший научный сотрудник Волгоградского музей изобразительных искусств им. Машкова Ирина Преображенская, выставка будет сопровождаться экскурсиями и лекциями, на которых расскажут о знаменитых художниках эпохи Возрождения, таких как Микеланджело и Леонардо да Винчи, чтобы объяснить место Рафаэля среди них.
Выставка продлится до 9 февраля 2025 года.