Судьба предлагала Александру Щеглову умопомрачительные для суровикинского мальчишки перспективы. Чего только стоила работа на «Мосфильме» и за границей. А он выбрал простор. Родной, привычный с детства, едва тронутый редкими лесочками степной горизонт Суровикинского района. И лошадей, которые и стали его судьбой.
Суровикино. Конноспортивная школа им.Генерала Бакланова. От крытого манежа через широкий плац выходит к нам Александр Щеглов. Он здесь всем и всему и создатель, и вдохновитель, и «мама», и «папа», и главный тренер не только школы, но и сборной Волгоградской области по джигитовке. В походке читается казачья удаль, уверенность в каждом своем шаге.
- Александр Викторович, отчего же вы не на коне? - спрашиваю.
- Не поверите, два месяца нет времени сесть на лошадь, - искренне делится Щеглов.
Верим. За те десять метров, что идем до конюшни, успевает переговорить с несколькими рабочими, решить текущие вопросы школы, познакомить нас с местным жителем – огромным мохнатым черным как смоль псом. Он настойчиво упирается носом в ладонь, недоверчиво сначала поглядывает, а потом, будто признает по-хозяйски за своих, пропускает в святая святых – конюшню.
Александр Щеглов – уроженец станицы Распопинской Клетского района, но с раннего детства жил в Суровикино. Куда ни кинь, те самые казачьи просторы, что кружат мальчишескую голову запахами полыни и утренней степи, здесь закипает кровь от не имеющих границ полей. И лошадей, что становятся частью генетического кода.
В Суровикино, всегда славившимся конноспортивной базой, Саша начал заниматься в секции Анатолия Епифанова еще мальчишкой. Тренер разглядел не только перспективного спортсмена, но и ту связь между Александром и лошадьми, что определила судьбу теперь уже не только его самого, но и сотен его воспитанников.
- Началось все с возможности отогнать коней с выпаса. Ждали с мальчишками скотников, заворожено следили за каждым их действием. Вечером дорога вела всегда только на конюшню. А позже и утро ранее начиналось тоже только в ней. Готовить лошадь к выезду начинал с 5 утра. Скаковую лошадь надо по зорьке готовить – на заре самая лучшая тренировка: воздух чистый, прилив сил. Так конюшня стала всем моим миром.
В четырнадцать лет Щеглов одержал свою первую победу на скачках. А потом была армия - служба в кавалерийском полку под Москвой – единственном таком во всей стране. Через восемь месяцев Щеглова назначили старшиной. Вскоре эскадрон под его командованием признали лучшим в части.
- И там жизнь была связана исключительно с лошадьми. Впервые познакомился с джигитовкой, невероятным по красоте искусством наших предков. И пришло понимание – вот то единственное, чем я хочу заниматься. В этом виде спорта нет фальши – только твои силы и конь. Этот спорт открыт для всех независимо от возраста. Были примеры, когда и в 50 лет начинали обучение джигитовке. Если человек хочет, нет для него преград. Не так важна физическая подготовка, как желание и настрой.
Во время службы в армии поступило Александру Щеглову первое предложение принять участие в киносъемках от «Мосфильма».
Не упустил возможность покаскадерить в известных фильмах "Тихий Дон", «Генерал Горбатов». Дублировал Игоря Талькова в фильме «Царь Иван Грозный», принял участие в съёмках фильмов «Гардемарины 3» и «Виват, гардемарины».
В столице зацепилось за талантливого трюкача с упоительными сине-зелеными глазами цвета предрассветной степи.
- Да, можно было остаться в столице или уехать за границу. Предложения были всякие, - признается Александр Викторович.- Голову, конечно, кружило от появившихся перспектив. И заработать можно было и на дома, и на машины. Но тянуло домой. Мне всегда хотелось жить сегодня, сейчас, в моменте ощущать под собой силу лошади и родной земли. Дышать с ними в такт.
Александр Щеглов вернулся в Суровикино, где еще и намека на дело его жизни – конноспортивной школы, не было.
- А мечты-то были! - говорит Александр. – И связаны они исключительно с родным краем.
В Суровикино начал заниматься земледелием и животноводством. Был лидером в области по производству молока и мяса, но все это было не то. Мысли о лошадях не отпускали. И вот определился - продал часть своего хозяйства, купил жеребят и начал новый этап в жизни, который вошел с историю мирового конного спорта как «конноспортивная школа им.генерала Бакланова».
- Начинал с тренировок для своих детей и для соседских. Это сейчас мы специальным образом для джигитовки переделываем казачьи седла. А тогда ребята занимались на драгунских. Вот так, буквально в полевых условиях, получали от меня первые азы.
Дети шли к нему. Сначала суровикинские, а позже стали поступать заявки с соседних регионов, со всей страны и из-за границы. Желающих заниматься у Александра Щеглова в уникальной, единственной в своем роде школе по джигитовке становилось все больше.
Для своих воспитанников «дядя Саша», так они его называют, стал не только лучшим тренером - наставником. Потому что учит не просто мастерству джигитовки, искусству взаимодействия с лошадью, но и таланту правильно жить - по совести, держась родных казачьих корней и проверенных веками истин.
В 2006 году суровикинская команда выступила на первом чемпионате по джигитовке. Слава о конноспортивной школе Александра Щеглова разлетелась по всей стране. Соревнования, победы, семинары, собственный стиль и разработанные трюки не имеющие аналогов. Например, «суровикинская вертушка», одна из сложнейших. Попробуй повторить, если ты не вырос на этой земле, пропитанной любовью к лошадям, к жизни, к свободе.
Воспитанники Александра Викторовича - многократные чемпионы России и призеры международных соревнований по джигитовке, уже прошли съемки с участием «щегловцев», состоящих в гильдии каскадеров, в «Тихом Доне», «Коловрате», «Мата Хари», «Однажды». Пятеро учеников конноспортивной школы им.генерала Бакланова в качестве тренеров открыли собственные филиалы по занятию джигитовкой.
За каждой победой труд, бессонные ночи и вера о когда-то правильном сделанном выборе.
Александр Щеглов - победитель Всероссийской премии «Папа года» в номинации «общественный активист», где оценивалась «степень самопожертвования и влияния на других людей». Точное попадание про «дядю Сашу» будто в стремена на скаку.
- Вот простой мальчишка или девчонка. Не пойми что из них получится. И вдруг здесь в конюшне они преображаются. Становятся не просто ассами, поэтами джигитовки, а людьми с большой буквы. Пришли к коню, вычистили его, тащут стремена, надевают уздечку, даже если едва по росту достают. Случается, даже на плечи друг к другу встают. Конечно, проверим все за детьми, поправим, но сделать это они первоначально должны сами — это характер воспитывает. Вот подготовили к тренировке лошадь и нашептали ей свои проблемы, выговорились, вышли на манеж с совсем другим настроением, отношением к жизни, к людям. И сами, вроде бы как и незаметно, становятся другими. Вот это все в совокупности и есть наши занятия.
Сегодня в конюшне 23 лошади. Подбирает их Александр по характеру и по собственному чутью. Порода здесь, по его словам, принципиальной роли не играет. больше крепкий круп и нрав — такие подойдут для джигитовки.
Тренировки расписаны по минутам. Более 60 учеников от 9 до 18 лет и более юные ребята в составе подготовительной группы в течение всего дня тянутся вереницей в конюшню в любую погоду. Было бы еще больше, но чтобы принимать учеников из других регионов и даже стран, а ведь желающие есть, на базе недостаточно мест для размещения. Не готово и поле для проведения соревнований международного класса. Банальная причина — не хватает средств.
А между тем многочисленные туристы разевают рты, когда инструктаж им проводят восьмилетние юнцы, «шедевры» джигитовки, как их называет «дядя Саша».
Не все из них станут профессиональными спортсменами — в конном спорте физиология играет большую роль. И об этом, уверен Александр Щеглов, детям нужно говорить сразу.
- Эта правда нужна и детям, и родителям. К сожалению, в современном детском спорте зачастую тянут из учеников и их близких все соки до последнего. Нет, найдите способ объяснить ребенку, что, вероятно, не будет призов, но будет навык, будет здоровье, будет характер. Тогда спорт будет не в надрыв, а в пользу.
Вот так и получилось, что Александр Викторович посвятил свою судьбу обучению детскому искусству джигитовки. Сегодня признается, что по многолетним наблюдениям, лошади и дети очень похожи — у каждого свой характер, но каждому из них нужна правда и любовь. Дай им это — и ты получишь весь мир.