Она появилась внезапно и сразу заняла полнеба. Огромная рыбина, плавно покачивая плавниками, зависла над полем.
Надрывно вскрикнули сигнальные трубы — русские шеренги спешно двинулись назад к своим укреплениям. Солдаты с ужасом оглядывались на диво в небесах, осеняя себя крестным знамением.
Рыбина содрогнулась — из её чрева с оглушительным воем вылетел рой сверкающих на солнце остроносых сигар. Оставляя дымные хвосты, они понеслись на позиции французов.
В воздух взметнулись клочья разорванных человеческих и лошадиных тел. Отдельные выкрики соединились в один не умолкающий жуткий вой. Французы нашли на Бородинском поле свой ад.
Аппарат для истребления величайших армий
Конечно же, ничего подобного не происходило на пространстве у московского сельца Бородино 7 сентября 1812 года. Сражение завершилось своим чередом, и историки до сих пор спорят, кто же вышел победителем.
Однако, так вполне могло произойти — во всяком случае именно такую картину рисовал российскому императору Александру Первому немецкий механик и изобретатель Франц Леппих.
Сей затейник обретался при вюртембергском дворе, развлекая королевскую чету разнообразными придумками. На одну из них — боевой аэростат — обратил внимание русский посланник Давид Алопеус. Весьма впечатлился и направил царю срочную депешу: «Ныне сделано открытие столь великой важности. Открытие сие состоит в управлении аэростатического шара, в конструкции воздушного корабля, который вмещать будет в себя нужное число людей и снарядов для взорвания всех крепостей, для остановки или истребления величайших армий».
В России знали, что воевать с Наполеоном всё равно придётся, и потому «аппарат для истребления величайших армий» заинтересовал Александра. Леппих был доставлен в Вильно, где и нарисовал императору вышеописанную картину.
Известная поговорка о том, что русские долго запрягают, здесь оказалась в корне неправильна. Карусель закрутилась с невероятной скоростью. Император направил личные письма гражданскому губернатору Николаю Обрескову и главнокомандующему в Москве Фёдору Ростопчину, поручив им организовать всё самым безотлагательным и надлежащим образом.
Идея взяла в плен пылкого Ростопчина. Он восторженно рапортовал Александру: «Машина стала мне дорога, точно дитя. Леппих предлагает мне пуститься на ней в полёт вместе с ним, но я не могу этого сделать без Вашего позволения. А повод прекрасен: Ваша слава и спасение Европы!»
Император говорил об еростате
Огромная мастерская разместилась в подмосковном селе Воронцово. Над сооружением аппарата трудились более 150 человек — плотников, кузнецов, швейников, шорников и прочая, и прочая. Работа велась круглые сутки.
Тем временем Наполеон уже вошёл в российские пределы, армия его неотвратимо приближалась к Москве. Фельдмаршал Кутузов, посвящённый в секреты строительства спасительной машины, с нетерпением вопрошал Ростопчина: «Государь император говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли им будет воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее?»
Ростопчин и сам был уверен, что аппарат вот-вот будет готов. Настолько, что велел расклеить по Москве афишки, в которых уведомлял обывателей: «Мне было поручено от государя сделать большой шар, на котором 50 человек полетят куда захотят, по ветру и против ветра; а что от него будет, узнаете и порадуетесь! Я вам заявляю, чтобы вы, увидя его, не подумали, что это от злодея; а он сделан к его вреду и погибели».
И письмо, и афишка появились за четыре дня до Бородинского сражения…
Не хватило тяги
Строительство летучего корабля всё время наталкивалось на зловредные препятствия. То не находилось подходящее полотно, то недостаточно выделялось газа, то гроза намочила оболочку…
Леппих рассыпал немецкие ругательства, мешая их с русскими, которые успел освоить в совершенстве. Нещадно подгонял рабочих.
Журнал "Техника - молодёжи", 1991г., №2
Цифрами обозначены: 1 — матерчатая оболочка; 2 — аварийный клапан; 3 — весла с лопастями-клапанами шириной 2 м; 4 — руль высоты; 5 — «рессора»; 6 — рулевой; 7 — шпангоуты; 8 — фугасы: 9 — люк; 10 — ракеты на станках; 11 — боевая палуба.
Аппарат всё-таки был изготовлен. Гигантская рыба длиной в 57 метров и 16 метров в диаметре тяжело приподнялась над землёй, её удерживали канаты и взвод солдат. В 20-метровой гондоле должны были разместиться 40 человек экипажа, в том числе 18 «гребцов». В движение должны были приводить громадные лопасти.
Вооружение составляли бомбы и ракеты. Последние имели в длину до двух метров, весили до 20 кг каждая и могли поражать цели на расстоянии более двух с половиной километров.
Аппарат — первый российский бомбардировщик-ракетоносец — потрясал всех, кто его видел. Вот только полететь он так и не полетел. Дважды поднимался в воздух, но тем и кончалось, двинуться аппарат не мог — не хватало тяги, ломались «вёсла».
Впавший в жестокое разочарование Ростопчин докладывал царю: «С прискорбием извещаю о неудаче Леппиха. Потребовалось какое-то особенное железо, крылья оказались слабыми. Большая машина не готова, и, кажется, надо отказаться от надежды на успех. Леппих – сумасшедший шарлатан».
Ростопчина понять можно, но всё-таки Леппих, искренне веривший в своё детище, шарлатаном не был. Перед самым приходом французов в Москву он успел на 136 телегах вывезти многое из своего хозяйства. Остальное сжёг.
Механик ещё попытался убедить Александра в возобновлении строительства летучего корабля. Но получил отказ. Он покинул Россию и ещё пять лет до самой своей смерти всё пытался вдохнуть жизнь в своё изобретение.