156369/

Волжская рокада — мы прозорливо передумали врага

#Геометка 8 мая 2023, 05:19 Владимир Апаликов / Геометка

Вглядитесь внимательнее в эту фотографию. Холодная весна 1942 года, начало строительства легендарной Волжской рокады, соединившей Сталинград с Саратовом, а потом и далее — с Ульяновском.

 

Обратите внимание — до начала Сталинградской битвы ещё полгода. На южном направлении пока даже нет вражеских войск. А дорога, которую потом назовут дорогой к победе, уже строится.



 



Постановление о строительстве дороги вдоль берега Волги от Сталинграда через Саратов на Казань Государственный комитет обороны принял 23 января 1942 года. И оно стало одним из важнейших стратегических решений в Великой Отечественной войне, предопределив победный исход в великом сражении на Волге.


Как верно говорил один из литературных героев — старшина Васьков: «Война — это не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает».


Тогда, в начале 1942 года, мы прозорливо передумали врага.


Возвращаемся к фотографии. Мы видим, что работают, в основном, женщины. В грубых ватниках, платках, в валенках орудуют лопатами. Строительство железной дороги требует огромных физических затрат. Особенно на начальной стадии. И эта тяжесть легла на плечи женщин, подростков, стариков, надрывавшихся по 14 часов в сутки. Недосыпавших, недоедавших, замерзавших.


Бросается в глаза, что вообще нет техники, всё делается вручную. Только вдали стоит грузовичок. Так и было. Строили собственным горбом, поскольку техника нужнее была на фронте. Лопаты, кирки, тачки да загрубевшие истерзанные руки — вот основные инструменты строителей.




На строительстве катастрофически не хватало необходимых материалов. Шпалы просто тесали из дерева, заменить их на настоящие планировали потом. С рельсами было хуже — их из дерева не выстрогаешь.


Выход нашли в том, чтобы снять рельсы со строительства Байкало-Амурской магистрали (она начала строиться перед войной) и перевезти на рокаду. Эшелоны, которым везде давали зелёный свет, шли со всей возможной скоростью через всю страну. Они доставили 180 километров рельс, которых хватило, чтобы строить дорогу от Иловли до Петрова Вала. Это была первая очередь Волжской рокады.




Вот ещё одна фотография. На ней уже лето 1942 года. Среди строителей женщин уже не видно. Справа в поле расположился оркестр для поднятия трудового энтузиазма. Работают исключительно мужчины, одетые в одинаковые спецовки.


Среди них особняком выделяется стоящий слева человек с папироской в руке. Он тоже работает — следит за теми, кто вручную тянут рельсы для укладки. И одет он не в спецовку, а в военную форму.


Картина ясная.




Эшелоны ещё везли из Сибири заключённых. Они стали основной рабочей силой. В июне 1942 года на строительстве дороги работало 26788 человек. По плану должно было быть 50 тысяч строителей. Поэтому дополнительно сюда были доставлены пленные немцы, наши воины, вышедшие из окружения или побывавшие в плену, штрафники, военные строители.


Ко всем тяготам быта и работы в июле добавились вражеские авианалёты. Самолёты с немецкой педантичностью бомбили и бомбили возводимую рокаду, людям часто приходилось восстанавливать то, что они уже построили.




И всё-таки дорога двигалась вперёд. Иногда она прирастала по 8-10 километров в день. Первый поезд прошёл по маршруту «Иловля — Петров Вал» 7 августа 1942 года. Это был 103-й день от начала земляных работ! Построены 136 километров пути и 107 искусственных сооружений, перемещён 2841 кубометр грунта.


Полностью Волжская рокада протяжённостью почти в тысячу километров была введена в строй 1 ноября 1942 года. В тяжелейших условиях нашим строителям понадобилось всего лишь полгода, чтобы совершить, казалось, невозможное. Ничего подобного мировая история железнодорожного строительства не знает.


«Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны», — так оценил роль и значение строительства прославленный Маршал Георгий Жуков.


И добавить тут нечего.


Обсуждение:

Вас заинтересует:
Лутки, неясыти и ушастые совы: на острове Сарпинский появились редкие птицы
Лутки, неясыти и ушастые совы: на острове Сарпинский появились редкие птицы
На Сарпинском, в самом разгаре осенняя миграция птиц. Куда они летят и откуда, какие виды пернатых являются лишь временными гостями, а какие обитают на самом большом речном острове в европейской части планеты постоянно?
#Геометка 23.10.2023
В Волгоградской области батюшка спасает древнюю Знаменскую церковь в умирающей станице
В Волгоградской области батюшка спасает древнюю Знаменскую церковь в умирающей станице
Храм хотели столкнуть бульдозером в Хопер, но люди спасли его. Сначала от уничтожения, а потом от забвения.
#Геометка 28.07.2023
Как гиблое место стало самым уютным уголком станицы Алексеевской
Как гиблое место стало самым уютным уголком станицы Алексеевской
У алексеевцев получилось не только сделать центр своей станицы уютным, но и наполнить его смыслом.
#Геометка 07.07.2023
«Цимлянские пески»: где в Волгоградской области найти море, мустангов и орхидеи
«Цимлянские пески»: где в Волгоградской области найти море, мустангов и орхидеи
Природный парк «Цимлянские пески» отмечает свое 20-летие со дня основания
#Геометка 30.06.2023
Под Волгоградом найдена могильная плита отца бессменного предводителя Царицынского дворянства
Под Волгоградом найдена могильная плита отца бессменного предводителя Царицынского дворянства
В селе Солодча Ольховского района обнаружен удивительный артефакт - расколотый пополам мраморный памятник.
#Геометка 31.05.2023
Топ новостей
Опрос