154827/

Отар Джангишерашвили: Полностью осознаю ответственность перед товарищами

#Культура 24 марта 2023, 07:01 Владимир Апаликов / Культура
Фото: сайт облкомкультуры

В марте нынешнего года исполнилось 5 лет со дня ухода замечательного театрального режиссёра, основателя и художественного руководителя волгоградского Нового экспериментального театра Отара Джангишерашвили. Без малого 30 лет он руководил своим детищем, каждой новой работой радостно удивляя поклонников НЭТа и приводя в состояние нокдауна его противников.

 

Мне выпало везение первым из волгоградских журналистов брать интервью у Отара Ивановича в 1988 году, ещё до открытия его театра. И потом мы частенько встречались для интервью, для обсуждения новых спектаклей, которые появлялись с завидной регулярностью. Что-то публиковалось на газетных страницах, что-то оставалось «за кадром», поскольку суждения Отара Ивановича всегда были прямыми, зачастую резкими и для печати никоим образом не предназначались.

 

Предлагаю читателям отрывки из тех интервью, бесед, театральных рецензий, которые, думается, лучше всего раскрывают личность большого Мастера, так безвременно ушедшего от нас.

 

НЭТ — место встречи между идеалом и практикой

 

Великий Питер Брук заметил однажды: «Театр - это место встречи между идеалом и практикой». Сказано, будто об Отаре Джангишерашвили. Судьба подарила ему уникальный шанс: воплотить в жизнь свой идеал, своё понимание театра и его места в жизни.

 

На дворе стоял 1988 год. Власть всеми силами старалась придать себе человеческий облик. В Волгограде рухнул старый драматический театр, отяжелевший от склок и интриг. Для строительства нового и был приглашён Отар Джангишерашвили. Ему здорово помогали в технической части, и не лезли в часть творческую.

 

Это была невероятная, неслыханная свобода. Но была и выматывающая работа, и только сам Отар Иванович да разве ещё Господь Бог знали, какого неимоверного напряжения физических и духовных сил она стоила.

 

Режиссёр привёл с собой молодую актёрскую команду, и вместе они пошли на чрезвычайно смелый, по тем временам, шаг: решительно поломали устоявшиеся организационные формы театра.

 

Они, первыми в России, начали работать на невиданных тогда контрактных условиях. Эксперимент заставил причастных к нему (а это вся труппа театра) проникнуться высокой личной ответственностью за дело, не позволял самоуспокаиваться и стимулировал кропотливую каждодневную работу над повышением профессионального мастерства. Без этого невозможно было воплотить новые творческие задачи. Не случайно было выбрано и название - Новый экспериментальный театр.

 

Из интервью: «Если мы чего-то и добились в НЭТе, то это только потому, что пытались внедрять в организацию, в творчество какие-то новаторские моменты, и я не раз говорил о том, каким трудом всё это даётся. Странное дело, в стране коренным образом изменились социально-экономические условия, а власти пытаются управлять, опираясь на трижды устаревшие законы и методы. НЭТ с самого основания работает по контрактной системе. Это прогрессивная форма, действующая в половине областей России, но до сих пор законодательно не оформленная. Почему? Кому она мешает? Только тем, кто не хочет работать».

 

Вечная надежда на всемогущество Любви

 

Первая премьера: «Ромео и Джульетта» — вечная надежда на всемогущество Любви. И живой фонтан в финале, ставший знаковым для НЭТа. Волгоград раскололся пополам. Волна хулы и очернительства пролилась на НЭТ, но больше — на его руководителя. А он продолжал творить спокойно и уверенно, будто ничего не произошло, не опускаясь до оправданий и объяснений.

 

Но была и встречная волна: доброжелательства и надежды. Страстная, тревожащая театральная поэма оказалась настолько современной, настолько необходимой и настолько яркой, что многих покорила навсегда.

 

Да и общество тогда было преисполнено надежд на сияющее будущее, столь явственно прозвучавших в первом спектакле нового театра. И зритель проголосовал ногами. Спектакль открыл счёт ежевечерним аншлагам, которые продолжались все три десятилетия, когда у руля стоял Мастер. НЭТ занял прочное и очень заметное место в культурной жизни Волгограда.

 

В 1999 году Отар Джангишерашвили принял участие во Всероссийском форуме «Театр: время перемен». Вернулся оттуда расстроенный.

 

Из интервью: «Положение Театра сегодня одинаково безрадостно по всей России. Здесь также правит бал кризис, который начался гораздо раньше прошлогоднего августа. Причём, как в творческой, так и в организационной сферах. По-прежнему главенствуют мхатовские принципы существования театров, которые определяют конвейерное функционирование стационаров, привязанных к одному репертуару, к одному городу. Театр почти перестал фонтанировать новыми идеями, он изживает себя. На форуме мы попытались определить пути вытаскивания Театра из нищеты, из болота инертности и застоя. Было принято обращение к Президенту, правительству, в котором были сформулированы первоочередные меры, которые надо принимать безотлагательно».

 

Остаётся уповать на чудо

 

Отар Иванович развернул тогда большую общественную работу, вместе с ведущими театральными деятелями подписывал обращения к Правительству РФ, предлагал свои проекты вытаскивания Театра из трясины.

 

Из интервью: «Всем тяжело сегодня. Как живёт общество, так живёт и театр. Спасибо хоть хуже не стало, область всё-таки пытается оказать поддержку. Но меня более тревожит государственная стратегия: культуру вознамерились отделить от забот власти или, если угодно, власть освободить от ответственности за культуру. Когда подобная стратегия дойдёт до регионов, тогда всем будет – извините – хана.

 

Вот парадокс: сегодня федеральные устремления гораздо губительнее, чем региональные. Не дай Бог, они найдут своё законодательное воплощение. На здравомыслие рассчитывать не приходится, остаётся уповать на чудо».

 

Острый откровенный разговор со зрителем состоялся спектаклем «Чайка» по чеховскому шедевру.

 

Из интервью: «Я ставил спектакль о положении интеллигенции в сегодняшней России. Чехов на рубеже веков рассказывал о судьбах писателей, артистов, врачей – людей гуманитарных профессий. Об их тяжёлых судьбах, о причинах их деградации: и физической, и духовной. То есть, о тех самых проблемах, которые в полный рост встают сегодня.

 

Меня очень волнует непростой вопрос: как и почему наше государство опустило интеллигенцию. Именно опустило. Каким другим термином прикажете обозначить положение, при котором цвет нации, получая нищенские зарплаты, вынужден влачить жалкое существование? О создании каких духовных ценностей можно говорить в данном случае?!

 

Так стоит ли удивляться нарастающей бездуховности нашего общества, когда обесценен продукт, производимый художниками, писателями, актёрами, учителями? Вот что не может не волновать сегодня, вот о чём надо говорить».

 

Не было даже воздержавшихся

 

В 2015 году Отара Джангишерашвили избрали руководителем регионального отделения Союза театральных деятелей. Беспрецедентный случай: его избрали единогласно, не было даже воздержавшихся. 93 делегата — 93 голоса «за». Такого не помнили даже самые заслуженные ветераны.

 

Из интервью: «Честно говоря, я и сам был удивлён. За эти годы всё могло быть. Кого-то обидел, к кому-то был несправедлив, какие-то проблемы не смог решить. Должны были быть голоса против. Однако вот поди ж ты.

 

Конечно же, я ни в коем случае не приписываю столь лестный результат одному себе. По моему глубокому убеждению, за последнее время изменилась в лучшую сторону нравственная аура в театральном сообществе Волгоградской области. Изменились отношения внутри коллективов и между людьми. Появились особые, доверительные взаимоотношения. Я бы сказал, появилась семейная теплота.

 

Думаю, что как раз это подвигло спрятать личные амбиции ради общего дела. Безусловно, я рад и горд оказанным мне доверием, но и полностью осознаю ответственность перед избравшими меня товарищами».

 

У него было множество планов. И воплоти он их в жизнь — может быть, многие из нас стали бы добрее и чище.

 

Не смог, не успел…

 

На днях губернатор Андрей Бочаров выдвинул инициативу об увековечении памяти двух замечательных деятелей культуры и искусства Волгоградской области — Отара Джангишерашвили и известного актёра российского театра и кино Петра Зайченко.

 

Лично я двумя руками — за!

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Центр Пахмутовой и музей Машкова: в Волгограде озвучили планирование ЦУМа после возрождения
Центр Пахмутовой и музей Машкова: в Волгограде озвучили планирование ЦУМа после возрождения
Сегодня состоялось подписание договора о реконструкции легендарного здания.
#Культура сегодня в 16:43
В Волгограде директор главной библиотеки России призвал к локальной идентичности
В Волгограде директор главной библиотеки России призвал к локальной идентичности
Сегодня в Волгограде на площадке РИАЦ провёл пресс-конференцию генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда.
#Культура сегодня в 16:13
В Волгограде к юбилею Александры Пахмутовой выпустят памятную монету
В Волгограде к юбилею Александры Пахмутовой выпустят памятную монету
Монета была отчеканена в 2019 году. Но, по словам автора, ее растиражируют для широкой общественности.
#Культура сегодня в 13:49
Волгоградцам 5 докторов наук расскажут, что такое сон
Волгоградцам 5 докторов наук расскажут, что такое сон
В Волгограде состоится премьера документального фильма «Как Иван Пигарёв сон изучал».
#Культура сегодня в 10:34
Волгоградцы узнают о тайнах подземелий обителей Волго-Донского края
Волгоградцы узнают о тайнах подземелий обителей Волго-Донского края
В музее «Россия – Моя история» 6 апреля в 13.00 пройдет уникальная  краеведческая лекция из цикла «Подземелья Царицына – Сталинграда — Волгограда»
#Культура сегодня в 10:12
Топ новостей
Опрос