150529/

«Кишка была тонка у фашистов взять нашу Бекетовку»

#Наши люди 18 ноября 2022, 12:47 Виктория Шадчина / Наши люди
Фото и видео: Александр Куликов, монтаж: Ирина Яковлева.

Единственный район Сталинграда – Кировский - во время войны так и не был оккупирован вражескими войсками. Ходит легенда, что немцы планировали зимовать здесь, поэтому и не бомбили Бекетовку. Как было на самом деле, попробуем разобраться при помощи знаменитой на весь Волгоград бабушки-поисковика Дэи Вразовой.


Корреспонденты РИАЦ прошли с ней по ключевым улицам Бекетовки, чтобы узнать о тех событиях, что называется, из первых уст.


Прогулка длинною в жизнь


Восемьдесят лет назад, когда центр города был разбомблен фашистами, Кировский район принял под свое крыло ключевые учреждения Сталинграда. Тогда Бекетовка стала домом для сталинградской культуры, спорта, образования, органов власти. Сегодня этот уголок - музей под открытым небом. Историей здесь пропитано все - каждое здание, улица, фонарный столб. 



Лучшего проводника, чем Дэя Вразова, по этим местам не найти. Она знает о Бекетовке все до мельчайших подробностей. Успела здесь родиться до войны, здесь прошли ее детство и молодость и тут она живет по сей день. Была свидетельницей многих событий. А что не пришлось увидеть самой - раскопала в архивах, музеях, книгах и во время живых встреч с людьми. «Что могу, собираю по крупицам», - говорит она. Это и свидетельства о первой бомбежке в ноябре 1941 года, и подробности о жизни героических и безмерно талантливых людей, которых подарила миру маленькая Бекетовка.


Силами и настойчивостью Дэи Вразовой установлены памятные знаки и подняты из архивов на белый свет имена людей, чьими подвигами стоит гордиться.



Со своей Бекетовкой она срослась. Уже и не вспомнить столько сотен раз проводила она по ней экскурсии – и детям, и взрослым, и иностранным гостям. После одной из встреч один испанец стал живо интересоваться ее персоной. Она не скрывает, он ей тоже понравился. «С таким испанцем можно и в Испанию рвануть», - шутит Вразова. Да только не получится. В Испании нет Бекетовки. А без нее –там делать нечего. 


Воронка истории


Если мерить Бекетовку расстоянием, то проехал три-четыре остановки и считай увидел все. А если шагами и с бабушкой-поисковиком, то не заметишь, как попадаешь в историческую воронку.


Сначала она понесет тебя той дорогой, которой шли пленные немцы. Затем завернет к СталГРЭСу, на улицу Первой Пятилетки со знаменитым домом под часами, в квартал Каменных домов, где росли Александра Пахмутова и Элем Климов. Потом через Армавирскую мимо места, где погибли мирные жители в 1941-м, добросит до легендарного ДК Кирова. И выплеснет снова на Хлебную, теперь уже улицу имени Генерала Шумилова. К его памятной доске.



Наша первая остановка - у энергетического сердца Сталинграда – СталГРЭСа. Крупное энергетическое предприятие давало ток городу и заводам. Сегодня о легендарном предприятии напоминают лишь ворота проходной и часы над ними, которые уже много лет показывают одно и тоже время: без десяти минут десять.



- Вот видите забор вдоль проходной. Моя мама работала на СталГРЭСе, когда я была еще совсем грудничком. Мамин младший брат приносил меня к ней, пролезая в дырку между прутьями, чтобы она могла меня покормить, - между делом рассказывает Дэя Григорьевна.



Мы приехали, чтобы увидеть памятный знак энергетикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На нем все перечислены поименно. Бабушка-поисковик нашла каждого в архивах и в музее истории СталГРЭСа, чтобы никто не был забыт.


«Нас начали бомбить до начала Сталинградской битвы»


Она говорит, что исторически сложилось так, что первый удар немцев по нашему городу был нанесен именно по Бекетовке. 26 июня 1941 года, на пятый день войны, три немецких «Юнкерса» попытались разбомбить СталГРЭС. К счастью, жертв не было.


Но этот налет был не единственным. 1 ноября 1941 года немецкая авиация вернулась, сбросив четыре авиабомбы около детсада, у железной дороги, у фабрики-кухни и на лесозаводе. Убито было 72 мирных жителя Бекетовки, среди них 12 детей и даже один грудной ребенок у мамы на руках (и, заметьте, до 17 июля 1942 года – начала Сталинградской битвы - еще целых восемь месяцев).



На железнодорожной станции настойчивостью Дэи Вразовой установлена памятная доска, а неподалеку, на месте падения первой бомбы – памятный крест.


- А ведь я тоже могла быть здесь убита, - признается Дэя Григорьевна, - моя мама, как и все, ездила на поезде на рытье окопов. А я была крошечным ребенком, и с бабушкой мы часто ходили провожать маму на станцию.


Она со слезами на глазах вспоминает, как этим летом, в день проведения митинга памяти и скорби, студенты-железнодорожники принесли детям 12 красных гвоздик. И положили их к подножию креста.

А еще про то, что на открытии памятной доски на железнодорожной станции 31 января 2006 года в Бекетовке повалил крупными хлопьями снег. Будто небо говорило от имени всех погибших: «Спасибо, что вы нас, хоть безымянных, но вспомнили».


Крест на месте, куда упала первая бомба, Вразова подарила Кировскому району. Она далеко не миллионер, но по-другому – не может. А когда читает недоумение в чьих-то глазах просто добавляет: «Мои дети меня понимают и поддерживают».



- Со временем хотелось бы сделать здесь плиточки с изображением ангелочков, ведущие к этому кресту. Их должно быть 12, по числу погибших в тот день детей…


У Дэи Вразовой есть помощники. При их участи идет дальнейшее оформление сквера Скорби и Памяти. Это Игорь и Татьяна Храмовы («Камни Урала»), а также активные ветераны.


Помолчав, бабушка-поисковик добавляет, что Сталинградскую битву нельзя ограничивать датами с 17 июля по 2 февраля. Иначе история будет какая-то оборванная.


«Я видел девочку, которая играла…»

От проходной завода мы двигаемся к кварталу Каменных домов СталГРЭСа. Дэя Григорьевна показывает на единственный в округе дом с плоской крышей. И рассказывает про письмо, которое получила как-то от знаменитой землячки Александры Пахмутовой.


В конверте - записка от фронтовика, участника Сталинградской битвы. Он писал, что был зенитчиком и его пушка-малютка стояла на крыше в Бекетовке. «Я видел девочку, которая играла. Наверное, это были вы», - написал он.


Вразова говорит, что после бомбежки в Бекетовке стал формироваться дивизионный район ПВО, чтобы защищать, в первую очередь, СталГРЭС. На этой плоской крыше действительно могла стоять зениточка. И этот солдат действительно оттуда мог видеть маленькую Алю Пахмутову, которая тогда выступала в госпиталях.



Пройдя квартал Каменных домов СталГРЭСа, мы подходим к знаменитому дому под часами. Здание с его монументальной архитектурой и замысловатыми балконами после капремонта выглядит свежим и ухоженным. Домом под часами его называют и сейчас, хотя часов на фасаде никогда не было. Дэя Григорьевна объясняет: рядом с домом стоял фонарный столб, и на нем были закреплены часы, такие же, как на проходной СталГРЭСа. Они и дали имя дому.



- На третьем этаже в самом центре – окошко. Вот там была квартира Пахмутовых, - говорит она.


Все это Вразова знает со слов знаменитой землячки. Из этого дома под часами в августе 1942 года женская часть семьи Пахмутовых уехала в эвакуацию. А когда вернулись, то поселились в доме №9 квартала Каменных домов. Сейчас это здание можно узнать по новенькой зеленой крыше.


Кстати, в этом квартале жили и другие известные личности – известный хирург Топровер, директор завода № 91 Арон Уфлянд и будущий режиссер Элем Климов (на СталГРЭСе его отец возглавлял группу, которая должна была взорвать предприятие в случае прорыва немцев в Бекетовку).


Дворец и пара кирпичей от школы-глинобитки


Мы приближаемся к зданию школы искусств №1. И Дэя Григорьевна сразу предупреждает от распространенного исторического заблуждения - в этой школе Александра Пахмутова никогда не училась – ни грамоте, ни музыке. Ее общеобразовательная школа - напротив.

А в здании сегодняшней «музыкалки» во время войны располагался медицинский институт, с торца – физкультурный техникум.


- Первый класс Александра Пахмутова отучилась в школе, которая располагалась за Бекетовским базаром. От нее уже ничего не осталось. Пару глинобитных кусков я отыскала и принесла домой (потом они были переданы в Центр документации новейшей истории Волгоградской области). Со второго по четвертый класс Пахмутова училась в школе №25 по Армавирской, 7 (сейчас здание стоит невостребованным).


Движемся дальше по улице Первой Пятилетки до обветшалого дворца с колоннами. Некогда это был Зимний клуб СталГРЭСа. Во время Сталинградской битвы он принял под свою крышу Драматический театр имени Горького. На сцене шли спектакли, а на втором этаже жили актеры. Сейчас красивое здание пустует и потихоньку разрушается.


Если был Зимний клуб, то напрашивается вывод, что имелся и Летний. Он располагался на луговине, напротив дома под часами. Сейчас на месте Летнего клуба – промзона, принимают металл, а когда-то был кинотеатр под открытым небом, готовый разместить более 400 зрителей.


- Культурная жизнь у нас и до войны, и после была на высшем уровне! – констатирует наш проводник.


И вот мы уже добрались до жемчужины Бекетовки – Дворца культуры имени Кирова. Его начали строить до войны, а открыли 5 января 1953 года. Дэя Григорьевна говорит, что это удивительное здание с колоннами и боковыми крыльями, похожими на руки, словно звало людей в свои объятья. «Рабочие со всей страны ехали устраиваться на наш химзавод, лишь увидев этот Дворец культуры в рубрике «новости дня» перед показом художественного фильма. Представляете, какое он производил впечатление!»



На его сцене дважды выступала великая Лидия Русланова, пели Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Людмила Зыкина, хор имени Пятницкого и многие другие звезды советской эстрады. Здесь показывал спектакли музыкальный театр и давал концерты симфонический оркестр.


За этот дворец Вразова бьется около 15 лет. Брошенное и никому не нужное здание без крыши гибнет. Куда только не обращалась и не по одному разу. Но ее письма и запросы, пройдя по большому кругу, снова возвращались в маленький Кировский район. Да что там говорить, фактически к ней же. Она спрашивает: «Вот, скажите, куда еще писать? Неужели у жителей южных районов нет права на культурную жизнь? Сегодня ни в Советском, ни в Кировском, ни в Красноармейском районах нет театра. Именно поэтому ДК Кирова должен быть возвращен народу. Пусть это будет центр культуры «На родине Пахмутовой».


Две змеи


Мы прогуливаемся по кварталу, который называется «Каменные дома завода № 91 (химзавода)». Добротные пятиэтажки с красивыми балконами, лепниной, построенные еще до войны, до сих пор поражают своей монументальной красотой. Один из самых удивительных – это угловой дом №16 по улице имени генерала М.С. Шумилова (бывшая улица Хлебная). Сейчас на его фасаде красуется мраморная доска в честь прославленного полководца.



- Моя учительница математики вспоминала, как они детьми летом 1942-го с крыши этого дома видели, как по Волге шла огненная змея. Из разбитых нефтебаков выливалась горящая нефть и огонь шел вниз по Волге. А с января 1943-го у этого дома наблюдали уже серую змею. Тысячи немцев шли в лагерь военнопленных № 108 в Бекетовке, среди них был и племянник Гитлера.



Она пересказывает воспоминания свидетеля тех дней, ребенка Сталинграда, который 12-летним мальчишкой смотрел, как идут завоеватели, а на самом деле - больные, замёрзшие, в каком-то тряпье, просто люди. А он стоит - гордый и непобедимый сын Сталинграда. Кстати, Вразова и сама двухгодовалой девочкой могла видеть эту картину.


- Только в Кировском районе могли так сказать дети! Здесь никогда не было немцев, - добавляет она. – Как говорил Анатолий Сергеев, который сам ребенком пережил войну, «кишка была тонка у фашистов взять нашу Бекетовку». Воины легендарной 64 Армии не позволили оккупировать Кировский район Сталинграда.



Дэе Григорьевне уже за восемьдесят…. И она считает, было бы справедливо, если рядом с этим прекрасным угловым домом на Шумилова, 16, в полукруглой нише, появился бы памятник. Мальчик и девочка – дети войны, но при этом непобедимые дети Сталинграда. Как они будут выглядеть, нарисовали школьники Советского района ей в подарок.



Дэя Григорьевна скидывает с себя пальто, оставаясь в военной робе и пилотке. Мимо идущие мальчишки с восхищением смотрят на бабушку–поисковика. 



- Это нужно для них, - кивает она, глядя на юное поколение. - Дети меня поймут. А про памятник - я верю, что это когда-нибудь случится…

Обсуждение:

Алла

Разве Дея не умерла?

18.11.2022 15:54:36
Вас заинтересует:
Готовим вёсла! В Волгоградской области набирает обороты водный туризм
Готовим вёсла! В Волгоградской области набирает обороты водный туризм
В числе популярных направлений для путешествий по водным маршрутам, открытым водоемам и рекам – акватория нашего края, Кавказ, Алтай и Карелия.
#Наши люди 26.03.2024
26 марта вспоминают святого покровителя земли Волгоградской
26 марта вспоминают святого покровителя земли Волгоградской
Священномученик Николай Попов - первый и пока единственный наш святой.
#Наши люди 26.03.2024
В Камышине развернули отрез легендарной ткани «Аннушка»
В Камышине развернули отрез легендарной ткани «Аннушка»
Кусок малинового бархата с большой историей достали из запасников местного краеведческого музея.
#Наши люди 25.03.2024
Александра Пахмутова обратилась к россиянам
Александра Пахмутова обратилась к россиянам
Уроженка Волгограда, всемирно известная композитор выразила свою сопричастность общероссийской трагедии.
#Наши люди 23.03.2024
Праздник «Сороки»: волгоградские школьники встречают весну с жаворонками
Праздник «Сороки»: волгоградские школьники встречают весну с жаворонками
В Волгограде, как и во многих других уголках России, 22 марта — это день, когда весна официально вступает в свои права.
#Наши люди 22.03.2024
Топ новостей
Опрос