Волгоград – уникальный город. На заре коммунизма он прошёл испытание красным пламенем, в Великую Отечественную войну оказался в эпицентре смертоносного фашистского смерча, но несмотря ни на что всякий раз сдюживал, преодолевая все напасти и невзгоды. Однако война практически полностью стёрла с лица земли историческую городскую застройку. От изысканной и добротной архитектуры Царицына к 1943 году осталось мало следов. Но даже те немногие здания, которым каким-то чудом удалось уцелеть в жерновах войны, впоследствии оказались в плену современной жилой застройки – при восстановлении города в приоритете оказалась новая, более перспективная планировка и многоэтажные дома, а здания дореволюционной эпохи затерялись в маленьких двориках, в тени фасадов советских и российских высоток.
Части из этих сооружений нет на туристических картах, да и на обычных найти эти здания порой большая проблема. Но тем не менее, все они – царицынское наследие, которым мы обязаны городиться и беречь.
В этот раз речь пойдёт об одном из таких необычных зданий дореволюционной эпохи, укрывшемся от суеты современного областного центра в уютном дворике на ул. им. милиционера Буханцева в Ворошиловском районе Волгограда.
- Чур меня, чур, - как один перекрестились десятки вывалившихся из хат крестьян.На станцию Тихорецкой ветви железной дороги в Царицыне (ныне вокзал Волгоград II) прибыл один из первых составов, гружённых товарами с юга России.
*Фото: ГБУ "Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник"
Мало кто знает, но первое время паровозы довольно неоднозначно воспринимались обществом. Нередко крестьяне откровенно боялись чудо-машин, связывая их неистовую мощь с чем-то мистическим, потусторонним. И оно немудрено! Вот поди разберись что за чертовщина приводит этот кусок железа в движение.
- Котёл, кипяток и адское пламя, – неужто заключили в плен прихвостней самого лукавого, - судачили жители окраин Царицына.
Доводов к этой теории добавляли и конструктивные особенности первых железнодорожных паровозов, которые использовали в качестве топлива не уголь, а древесину, из-за чего вместе с дымом наружу вырывались искры, которые нередко становились причиной крупных пожаров.
Но так или иначе, прогресс есть прогресс, и выгоды от железнодорожных перевозок предсказуемо одержали верх над всякими предрассудками.
* Фото: ГБУ "Волгоградский областной краеведческий музей"
Однако речное сообщение в сочетании с наличием железных дорог сделали небольшой город наиболее привлекательной точкой для переработки леса. В дальнейшем уже обработанную древесину поездами доставляли в порты Азовского и Черного морей и продавали на экспорт. По информации из некоторых источников, на исходе первого десятилетия ХХ века Царицын занимал второе место в России по обработке древесины, уступая лишь Архангельскому краю.
* Из исторического очерка о развитии железных дорог России
Строительство отрезка железной дороги между Тихорецком и Царицыном протяжённостью в 501 версту началось в 1895 году и завершилось 1 июня 1899 года. Стоимость реализации проекта в полтора раза превысила предполагаемую смету и составила 29,4 млн рублей золотом, что впоследствии оправдалось, ведь строители заложили повышенную пропускную способность этого участка.
*План города Сталинграда 1925 г.
Для заправки поездов топливом и водой на всём протяжении ж/д линии Тихорецк-Царицын Владикавказской железной дороги была сооружена сеть станций и вокзалов. Один из последних разместился в южной части Царицына. По названию ветки ж/д жители Царицына называли его Тихорецким. Позже он носил название Сталинград-II, а затем вместе с городом был переименован в Волгоград II. Однако доподлинно первоначальное название этой станции неизвестно – его не удалось установить ни по историческим картам, ни по официальным документам.
Как бы там не было, но это досадное обстоятельство не умоляет работы архитекторов, трудившихся над его проектировкой – двухэтажное здание, фасады которого были щедро украшены разного рода архитектурными изысками, восхищало современников, хоть и несколько уступало в роскоши основному царицынскому вокзалу.
Своего рода визитной карточкой Тихорецкой станции стала красивейшая водонапорная башня, возвышающаяся на прилегающем к железнодорожным путям холме. Несмотря на своё исключительно утилитарное предназначение, мастера уделили большое внимание внешнему виду сооружения.
*Чертёж типовой водонапорной башни конца 19 века из журнала "Строитель".
По всему периметру в два ряда выложили большие окна в неоготическом стиле, закруглённые сверху. Изнутри башню украсила винтовая лестница. Венчала сооружение ёмкость для воды. Неподалёку от сооружения находилась насосная станция, которая, видимо, закачивала воду в ёмкость на башне из артезианского источника.
Судя по всему, сооружение эксплуатировали до второй половины ХХ века, когда в послевоенные годы в городе был обустроен полноценный водопровод.
Доподлинно известно, что верхняя часть башни пережила Великую Отечественную войну – железобетонная ёмкость для воды засветилась на одной из фотографий во время строительства многоквартирного дома №48 на улице Буханцева, которая датируется 1970 годом. И это весьма удивительно, ведь в военные годы сооружение было одной из самых высоких точек на территории Ворошиловского района Сталинграда и наверняка использовалось как советскими, так и немецкими войсками для корректировки артиллерийских атак по позициям противника.
Так или иначе, но на сегодняшний момент дореволюционная водонапорная башня до сих пор находится во дворе дома №48 и, более того, с 90-х годов входит в список памятников архитектуры регионального значения.
Сохранилась она в довольно хорошем состоянии, однако по воспоминаниям местных жителей во время строительства многоквартирного дома рабочие несколько раз пытались снести сооружение, о чём свидетельствует небольшая пробоина со стороны фасада многоэтажки. С этими злоключениями, вероятно, связано и загадочное исчезновение железобетонной ёмкости с вершины водонапорной башни. Впоследствии на её месте была обустроена жестяная крыша, формой напоминающая ведьмину шляпу, которую, по версии западной поп-культуры, носили средневековые колдуньи.
Обновлённый внешний вид придал дореволюционному сооружению ещё большую таинственность и сделал его похожим на копию одной из башен Нижегородского кремля, каким-то чудом очутившуюся посреди волгоградской высотной застройки.
Перестав выполнять свою прямую функцию, сооружение оказалось в заброшенном состоянии и постепенно ветшает. РЖД от сооружения давно открестились, у властей средств на его восстановление также нет, инвестора, готового вложиться в ремонт, найти также не удаётся, да наверняка никто особо его и не ищет. Башня могла бы быть переоборудована под некое модное арт-пространство для творчества и выставок, но объекту культурного наследия вряд ли на такой исход стоит рассчитывать. Похоже, уникальная водонапорная башня в эпоху, когда паровозом уже вряд ли кого-то удивишь, обречена на постепенное разрушение.