В последнее время в Волгоградской области участили случаи, когда граждане, что называется «на эмоциях» приобретают дорогостоящую косметику или подписывают кредиты на оказание косметологических услуг. Уже через несколько дней они начинают сожалеть о необдуманном поступке. Сотрудники управления Роспотребнадзора по региону напоминают волгоградцам об их законных правах на расторжение подобных договоров.
Зачастую ситуация выглядит следующим образом: потребителю предлагают бесплатно сделать пилинг, массаж лица или воспользоваться бесплатной демонстрацией других косметологических услуг. Затем заботливые бьюти-мастера предлагают заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем (например, на 20 посещений). В случае продажи косметики потребителя знакомят с тестовыми образцами и описанием потребительских свойств косметики. Для усиления желания совершить подобную сделку, потребителю могут рассказать о состоянии здоровья его кожи и волос, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.
Со стороны продавца договоры нередко заключаются с использованием ряда факторов. Это могут быть шумные и душные помещения или, напротив, комнаты с ароматическими средствами, в которых звучит успокаивающая музыка – все, что отвлекают внимание потребителей и лишают возможности оценить необходимость приобретения товаров и услуг. При этом, существенные условия и иная важная информация договора выносится в приложения и преподносится специфическими непонятными терминами. Одновременно посетителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.
Как правило, стоимость таких товаров и услуг во много раз превышает финансовые возможности клиентов. В связи с этим гражданам предлагается заключить кредитный договор – как обещает продавец, на «выгодных, льготных» условиях. Однако уже дома клиент понимает, что сделал ошибку, делает попытки расторгнуть договоры и получают от продавца решительный отказ.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует знать:
- При заключении договоров купли-продажи дорогостоящей косметики, либо договоров оказания косметологических услуг в кредит, необходимо обращать особое внимание на условия приобретения товара (услуги), а также на их цену (ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Эту информацию необходимо проверять во всех экземплярах предлагаемых документов.
- Следует помнить, что потребитель не сможет обменять или вернуть парфюмерно-косметические товары надлежащего качества, поскольку они включены в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.
- Если товары ненадлежащего качества, то в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», их можно обменять, либо вернуть.
- Для расторжения договора об оказании косметологических услуг, необходимо обратиться к исполнителю с претензией, ссылаясь при этом на ст.32 Закона «О защите прав потребителей». Эта норма предусматривает права потребителя на отказ от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору.
- Согласно ст.22 Закона «О защите прав потребителей» денежные средства должны быть возвращены покупателю в десятидневный срок с момента предъявления требования.
- После расторжения договора следует явиться в банк, выдавший кредит, и согласно ст.810 ГК РФ, произвести досрочное погашение кредита.
Необходимо знать, что потребитель свободен в своем праве заключения договора. Его понуждение к совершению подобных действий не допускается.