Волгоградский Музыкальный театр не выдержал разлуки со зрителями и показал некоторым из них генеральную репетицию мюзикла «Женитьба Бальзаминова». По мотивам произведений великого русского драматурга Александра Островского сочинили его композитор Владимир Баскин и поэт Евгений Муравьёв.
Авторы предоставили право первой постановки волгоградскому театру. Поставил спектакль главный режиссёр театра, заслуженный артист России Александр Кутявин и его испытанные сотоварищи: Ирина Елистратова (костюмы), Елена Щербакова (танцы), заслуженной артистки России Татьяны Кузнецовой (хор), Алексея Михальчёва (сценография).
Сразу – о музыкальной стороне дела, ибо в мюзикле – это главное. Автор не является специалистом в данной сфере. Поэтому не берётся судить. Но стучится, быть может, наивный, но – вопрос: должна же за два с лишним часа звучания запомниться хоть одна мелодия?
Не запомнилась. Ни одна.
Комментировать предоставляется специалистам.
Далее – о спектакле. О том хорошем, что в нём безусловно присутствует. Это костюмы, танцы, актёры. И среди замечательных актёрских талантов – две жемчужины.
Во-первых, конечно же, заслуженная артистка России Лада Семёнова в роли свахи. Слова здесь бессильны, этот праздник-фейерверк надо видеть. Перефразируя строчки из её песенки: Ладою быть – особенный дар! Когда она на сцене, хочется смотреть только на неё.
Так же, как и на ещё одну заслуженную артистку России Анну Стрельбицкую, исполняющую роль великолепной Домны Евстигнеевны, вдовы на выданье. Это Леонид Ильич Брежнев, дымковская игрушка и Монсеррат Кабалье в одном образе. Необыкновенно очаровательным коктейлем нельзя не наслаждаться.
Островский – велик! Его ставили и будут ставить в России. Хотя бы потому, что он – единственный пока – сумел ярко, предметно передать драматургию русского характера. Именно – драматургию. С экспозицией, кульминацией и развязкой.
И вот этой-то драматургии в мюзикле нашего театра, увы, не прозвучало. Состоялась простая констатация факта, что некий мелкий чиновник Михайло Бальзаминов очень хотел денег и что их он, в конце концов, получил, женившись на богатой вдове.
И – всё.
И – всё?!
Слушайте, покажите мне в сегодняшней России человека, который не хотел бы заполучить побольше денег.
Ой, придётся поискать! Да и вряд ли найдём. Деньги нужны всем.
Но – главный вопрос: на что можно пойти ради них?
На убийство, на разбой, на рабство, на всякое гадство?
На многое идёт человек. Особенно сегодня. Но при этом перестаёт быть человеком. Об этом ещё полтора века назад (!) писал Островский. И потому актуален и сегодня.
Миша Бальзаминов (его играет Вячеслав Полушкин) сознательно ради денег идёт в рабство к богатой вдове. То есть, продаётся, как распоследняя проститутка. Ну хоть что-то он при этом должен же испытывать?
В нашем спектакле – не испытывает ничего. Кроме того, что только радуется нагрянувшему капиталу. Да и радуется как-то неубедительно.
Тогда зачем всё это?
Зачем поставлен спектакль?
Зачем нужна виртуозная работа художника Ирины Елистратовой, изобретшей безумно красочные костюмы?
Зачем и во имя чего поставлены невероятные танцы Еленой Щербаковой, в очередной раз удивившей полётом фантазии и творчества?
Неужели только лишь для того, чтобы показать, как воплощаются в жизнь мечты обыкновенного ничтожества?
Показали.
И что?..