В Сталинграде было множество объектов, осенённых именем вождя мирового пролетариата. Не считая изображений во всех мыслимых и немыслимых учреждениях, по паркам и улицам глазели на сталинградцев его изваяния, сами улицы носили его имена.
А ещё – по Волге ходили сразу три судна, несущие на бортах заветные буквы. Это буксир «Сталинец», пароход «Иосиф Сталин» и железнодорожный паром – опять же «Иосиф Сталин».
Судьба оказалась немилосердна по отношению ко всем трём – в дни Сталинградской битвы они погибли. Конечно, в жестокой сече нашли свою погибель и многие другие суда, но почему-то именно к этой троице рок питал особое пристрастие.
Самоубийство старого парома
Старшим по возрасту был паром. Его постройка относится к 1894 году. Строился в Англии и сначала назывался «Саратовская переправа». Работал он у Саратова с 1896 года. Переправа вначале состояла из одного парового парома и ледокола. Паром в длину имел 77 метров, в ширину – 17 метров, мог за раз перевозить 24 узкоколейных вагона. Скорость – 14,4 км/час.
В 30-х годах прошлого века паром был перебазирован в Сталинград и в 1939 году, к 60-летию вождя, получил своё почётное имя – «Иосиф Сталин».
Бесценную помощь войскам он оказал в военное время. Вместе с ещё одним паромом они круглосуточно перевозили в Заволжье до 600 вагонов с грузами и машинами, ранеными и эвакуированным гражданским населением. Всего за время существования паромной переправы с зимы 1941-42гг. по 23 августа 1942 года по ней перевезено в обоих направлениях 53 тысячи вагонов.
Мы все знаем, что 23 августа 1942 года – самый трагический день в судьбе нашего города. Сотни и сотни вражеских самолётов превратили его в пылающий факел, смерть нашли десятки тысяч мирных жителей. Но в этот день разразилось ещё и стремительное наступление немецких войск, противник вышел к тракторному заводу, захватил Лотошинку.
Паром под огнём отошёл к левому берегу, в Шадринский затон. Но немцы достали его и здесь авиационными ударами и артиллерийским огнём. Создалась реальная угроза захвата судна, чего допустить нельзя было ни в коем случае. И тогда экипаж решил инсценировать его гибель. Подожгли какую-то рухлядь для правдоподобия и открыли кингстоны. Паром, не сдавшийся врагу, лёг на грунт. И пролежал там до декабря, когда было решено поднять его и снова пустить в дело. Так и вышло.
«Иосиф Сталин» долго ещё выполнял свою трудную и нужную работу. Помогал восстанавливать Сталинград, строить космодром «Капустин Яр» и Волжскую ГЭС. А когда последняя вошла в строй, и поезда спокойно пошли по мостопроводу через Волгу, старый трудяга оказался уже не нужен и закончил свои дни в 1961 году, разрезанный на металлолом.
Убитый, но не побеждённый
Далее по старшинству следует также «Иосиф Сталин» – красавец-пароход, построенный в Сормово в 1909 году. При рождении получил имя «Графиня», считался одним из самых роскошных судов на Волге. Вмещал 350 пассажиров и предлагал им самый утончённый по тем временам сервис.
Правда, почему-то с самого начала ему не везло – несколько раз попадал в крушения. А в 1918 году вообще сгорел у славного города Царицына, с котором и будет связана его дальнейшая судьба.
Руки до него дошли только через 12 лет, в 1930 году был восстановлен и крещён заново именем лучшего друга всех речников. В 1938 году его капитаном стал опытный судоводитель Иван Рачков.
Пароход также много потрудился для военного Сталинграда: перевозил раненых, эвакуированных, доставлял военные грузы. Судным днём для парохода и для полутора тысяч людей, погрузившихся на него, стало 26 августа. Ночью от сталинградской пристани на север один за другим направились три парохода: «Парижская коммуна», «Михаил Калинин» и последним – «Иосиф Сталин», на борту которого скучились жёны и дети ответственных работников НКВД.
Они не дошли даже до Дубовки – немцы, обнаружив суда, открыли огонь из танков и артиллерии. Но первым двум удалось оторваться. И тогда немцы сосредоточили весь огонь на «Иосифе Сталине». Это была страшная ночь. Пароход получил множество пробоин, люди гибли на палубе, прыгали в воду, но смерть находила их и там.
Капитан Рачков принял решение, выбросить судно на мель у левого берега. Но сам совершить задуманное не успел – был смертельно ранен и умер на боевом посту. Пароход затонул на мелководье, над водой остались торчать мачта и так и не спущенный красный флаг.
Оставшиеся в живых смогли перебраться на берег. Бывший руководитель сталинградских большевиков Алексей Чуянов пишет, что их осталось 75 человек. Другие источники сообщают, что в спасении участвовали другие суда, и всего удалось спасти около 200 человек. Из 1500.
Иван Рачков посмертно был награждён орденом Ленина. В 1965 году его именем был назван пассажирский речной трехпалубный теплоход, построенный в Чехословакии. До 2003 года работал на линии Москва-Астрахань. Был продан московской компании. Её владелец возжелал видеть на борту исключительно своё имя. И ведь переименовал. Своя рука – владыка. Но долго самолюбие тешить не довелось. В 2011 году пароход сгорел.
А всё-таки есть Господь Бог на свете!
Сам «Иосиф Сталин» был унесён быстрым течением, его ищут до сих пор. Появлялись сообщения о его обнаружении, но все остались пока версиями.
Заглядывая в глаза смерти
И, наконец, буксир «Сталинец». Родился в 1925 году. Был зачислен в Волжское нефтеналивное речное пароходство, выполнял сугубо мирную работу: таскал по великой реке баржи с нефтью.
В Сталинградской битве толком даже не успел поучаствовать. 31 июля 1942 года погиб от попадания авиабомбы, когда тащил очередную баржу. Он не утонул на мели, сильно накренился на левый борт и в таком виде долго ещё маячил посреди Волги…
В период битвы на Волге речными судами на оба берега было доставлено (по неполным данным) 543 тыс. военнослужащих, гражданского населения и раненых, 29,4 тыс. автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 149 тыс. тонн боеприпасов, вооружения, продовольствия и других грузов.
Каждый рейс мог стать последним, но люди делали своё дело, каждый раз заглядывая в глаза смерти. Она поджидала их на заминированных участках, сыпала бомбами и снарядами. Во вторую военную навигацию волжский речной транспорт понес значительные потери. От бомбардировок, мин, артиллерийского и миномётного огня противника на Нижней Волге в 1942 году затонуло 335 судов: 15 грузопассажирских, 74 буксирных и вспомогательных, 197 барж. Кроме того, 34 судна получили серьезные повреждения. Большой ущерб был нанесен хозяйству портов, пристаней и судоремонтных предприятий.
Немало речников погибло в те дни ожесточенной битвы. «Никогда наш народ не забудет стойких и бесстрашных сынов. Волги, прославивших себя в боях за Сталинград, — писала в те дни газета «Правда». — Плечом к плечу с воинами Красной Армии волжские речники ведут борьбу с ненавистными немецкими оккупантами. Старые речники смело водили к Сталинграду баржи, лодки, паромы. Старики-бакенщики, которые раньше ограждали огнями мелкие места, несли службу наблюдения, предупреждая суда о минах, сброшенных немецкими самолетами. Многие коллективы судов Волжского флота, работая на минированных участках, под обстрелом противника с врага, под постоянными налетами вражеской авиации оставляли грузы в пункты назначения точно в срок, указанный военным командованием».
Сегодня на берегу Волги нашёл вечный причал пожарно-спасательный катер «Гаситель». Он погиб в 1942 году, получив более 3000 пробоин. Был поднят со дна Волги и теперь встал на стоянку как напоминание о немеркнущем подвиге славных волжских речников.
Небольшой домик в Кировском районе города-героя стал настоящей сокровищницей для любителей музыки и истории, сохранившей множество редких экспонатов, которые рассказывают о богатом наследии музыкального искусства.
В сердце Волгограда, в здании Центрального рынка, расположены два мозаичных панно, созданных талантливым и знаменитым художником и монументалистом Михаилом Пыштой в 1973 году: «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Эти произведения искусства не просто были украшением торгового зала, но стали символами трудолюбия и гостеприимства, олицетворяя дух своего времени.